Что значит схема предложения с прямой речью

Содержание

Дедушка почему ты перестал сажать помидоры это предложение с прямой речью. Что значит схема предложения с прямой речью Оптимальный баланс минеральных удобрений для томатов.

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

И ему сказал отец_
_ Ты, Гаврило, молодец!_
(Ершов)

Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

О, судьба моя плачевна! _
Говорит ему царевна_
Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна_ .
(Ершов)

Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

Говорит ему девица_
_ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял!_
(Ершов)

Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Семиклассники педагогической гимназии № 1505 г. Москвы для своих младших собратьев по учебе разработали и составили сборник упражнений (руководитель И.Л.СТАРИКОВА). Так занимаются проектной деятельностью – одним из видов исследовательской работы – в этой школе.
Осенью ребята 6–10-х классов выбирают тему проекта, а в зимнюю сессию защищают проект в качестве экзамена.

Составители сборника – ученики 7-го класса
Надежда ЗАВЬЯЛОВА,
Никита ФИЛАТОВ,
Иван ТРИФОНОВ,
Андрей ЮШИН,
Карен ЛАЛАЯН,
ГОУ гимназия № 1505,
г. Москва

Прямая речь

Семиклассники делают сборник упражнений

I. Языковое явление
(Что такое прямая речь?)

Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Она точно воспроизводит чужое высказывание и сопровождается авторскими словами.

«Ребята, давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за это богатым сделаю?».

II. Правописный аспект
(Пунктуация)

Для выделения прямой речи употребляются кавычки. Слова автора могут стоять перед, после и внутри прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью

«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».

Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».

Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».

«Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»

«Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!»

«Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».

«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?»

«Какой же он дурачок? – шептались люди. – Он хитрый, если заставил ведра идти!»

Условные обозначения.

– самое легкое задание
– задание средней тяжести
– самое трудное задание

Упражнение № 1

* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята. Когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья решили взяться за работу. И только трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его дом должен быть крепостью.

(Семиклассники привели ключи ко всем связным текстам. В данной публикации их нет. – Ред .)

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.

Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться.
«Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой?» – спросил Оле Яльмара.
Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края.
«Завтра из этих кур сварят суп», – сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке.
Оле-Лукойе сказал: «Эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу».
«А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?» – спросил мальчик.
«Какой чудесный запах! Весь коридор пахнет салом! Что может быть лучше?» – пропищала мышка.
«Что сегодня ты будешь рассказывать?» – спросил Яльмар.
Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал: «Сегодня некогда!».

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

На улицах толпилось очень много людей. Все вокруг, показывая на карлика, кричали: «Какой длинный нос у этого безобразного карлика!».
Якоб очень хотел поглядеть на карлика, но надо было спешить к матери. Подкравшись, он положил руку ей на плечо и произнес: «Мама, ты на меня сердишься?».
«Что тебе нужно от меня, страшный карлик?» – испуганно закричала Ханна.
Якоб решил, что мать нездорова, и произнес: «Матушка, почему ты гонишь меня?».
Вокруг них уже толпилось много людей.
Обращаясь к окружающим, Ханна вымолвила: «Посмотрите на карлика! Он отпугивает всех покупателей своим страшным видом!».
Якоб побрел прочь с рынка. Он шел по улице и бубнил себе под нос: «Почему мать прогнала меня?».

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!».
3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?».
5. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма.
6. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!».
7. «Тащи меня, старая ведьма, обратно», – приказал солдат, выполнив задание.
8. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?».
9. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
10. «Отвечай быстро, а не то отрублю тебе голову!» – закричал солдат.

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» – говорил купец, приголубливая свою меньшую дочь.
2. «Умереть тебе смертью безвременною!» – завопил дикий голос.
3. Мохнатое чудовище заревело: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?».
4. Утром позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей все, что с ним приключилось, и спросил: «Хочешь ли ты избавить меня от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному?».
5. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – сказала старшая дочь и наотрез отказалась ехать.

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. Мама сказала Элли: «В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись».
2. «А все-таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник», – ответила Элли.
3. «Ой, Тотошка, какой ты смешной!» – сказала Элли.
4. Старушка обратилась к Элли: «Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя?».
5. «Меня принес сюда ураган в этом домике», – робко ответила Элли.
6. «Никогда не слыхала такого названия», – сказала волшебница, поджав губы.
7. «Это правда, сударыня. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой», – смущенно ответила Элли.
8. Волшебница Виллина огорчилась: «Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!».

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 3

Какие глаголы мы употребим в предложении с прямой речью, если надо передать:

1) сильное волнение;
2) возмущение, негодование;
3) спокойное настроение;
4) радость;
5) просьбу;
6) задать вопрос?

Распределите глаголы по группам.

Попросил, сказал, возмутился, провозгласил, ужаснулся, сообщил, спросил, ответил, взмолился, возразил, воскликнул, закричал, поинтересовался, усмехнулся, заревел, подумал, переспросил, приказал, упрекнул, рассердился, услышал, произнес, успокаивал, выспрашивал, промолвил.

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.

«Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

сказал, подумал, взмолился, отвечал, закричал, поинтересовался, спросил, промолвил.

Испугался Осел и ______: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб». А потом ______: «Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным музыкантом». «Ах, Осел, пожалей меня!» – ______ собака. «Что ты такой невеселый?» – ______ Осел, заметив Кота. «Пойдем, Петушок, с нами в город Бремен», – ______ Осел. Радостно ______ Петух: «Огонек светится!». Заглянул Осел в окно и ______: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют». «Как бы нам этих разбойников из дома выгнать?» – ______ Петух.

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

ответил, сказал, пропищал, закричал, переспросил, поинтересовался, спросил, рявкнул.

Кот отвесил королю почтительный поклон и ______: «Мой господин приказал преподнести вам этот скромный подарок». «Поблагодари своего господина», – ______ король. Кот бросился к карете и ______: «Помогите! Маркиз де Карабас тонет!». Король ______, выглянув из окна: «Чей это луг вы косите?». «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в любого зверя», – ______ Кот. «Я сейчас же сделаюсь львом», – ______ великан. «А вы умеете превращаться в самых мелких животных?» – ______ Кот. «Вы считаете это совершенно невозможным?» – ______ великан.

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Какая сегодня прекрасная мокрая погода подумала лягушка Утки кричали хлопая крыльями хорошо на юге Лягушка пришла в восторг и спросила а много ли там комаров и лягушек Целые тучи отвечала утка Возьмите меня с собой попросила лягушка Удивленная утка воскликнула а как мы тебя возьмем У тебя ведь нет крыльев Позвольте мне подумать пять минут взмолилась лягушка Утки лягушку несут кричали ребята Она не выдержала и закричала это я все придумала Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках поведала лягушка местным квакушкам Я пробуду у вас до весны проговорила лягушка-путешественница

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Жил на свете король который очень любил наряжаться Однажды в город прибыли двое обманщиков которые выдавали себя за ткачей Мы можем делать такую чудесную ткань которая становится невидимой для глупого человека уверяли они Король воскликнул вот это будет платье Он обрадовался что сможет отличить умных людей от глупых Приступайте к работе сказал король Все говорили мастера усердно работают а у самих на станках ничего нет Неужели я настолько глуп ведь я ткани не вижу подумал министр Ткач спросил как ваше мнение Чудесно восхитительно ответил министр

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Русалочка спасла принца Она захотела узнать больше о людях У своей мудрой бабушки Русалочка спросила чем отличаются люди от русалок У них есть душа Ты тоже обретешь душу если в тебя влюбится кто-нибудь из людей ответила бабушка Я должна быть похожа на людей решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме Знаю зачем ты пришла проговорила она Ты отделаешься от своего хвоста но взамен отдашь мне свой чудесный голос проговорила ведьма смеясь Хорошо ответила Русалочка Ведьма поставила котел на огонь чтобы сварить зелье

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Лисица, сидя под окном, пела: «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку». «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту. Говорит хитрая лиса: «Что же, Петя, ты такой гордый стал?». «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!» – закричал петушок. Выходя из дома, кот строго приказал: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису». – «Нет, лиса, больше не обманешь меня! Не выгляну в окошко», – подумал петушок. Подойдя к окну, хитрая лиса воскликнула: «Посмотри, Петя, сколько у меня всяких диковинок!»

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Доброе утро! My», – вздохнула корова за рекой. Ежик тихо проговорил: «Вот и звезда упала, и трава наклонилась влево, и от елки осталась одна верхушка, и теперь она плывет рядом с лошадью». «Где же теперь лошадь?» – подумал ежик. Он продолжал рассуждать: «Лошадь захлебнется в тумане, если ляжет спать?». «Я в реке из тумана», – сообразил ежик. Он решил: «Пускай эта река сама несет меня». «Вот так история», – подумал еж. Ежик проворчал: «Разве кто в это поверит?».

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Что это за книжка, если в ней нет картинок?» – подумала Алиса. Кролик пробормотал себе под нос: «Как же я опаздываю!». «Едят ли кошки летучих мышей?» – засыпая, проговорила Алиса. Девочка строго сказала: «Сначала я должна убедиться, что здесь нигде не написано слово яд ». «Я заставляю долго ждать герцогиню», – довольно быстро проговорил кролик. Алиса продолжала разговаривать сама с собой: «Как странно все сегодня! А вот вчера все было обычно».

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

«Плохо попасть в такую непогоду», – сказал старый поэт. «Я озяб и промок», – закричал ребенок.
«Меня зовут Амур», – ответил мальчик.
«Я умею стрелять из лука», – рассказал веселый мальчуган. «Мой лук совсем не испорчен», – воскликнул мальчик.
«Мальчики и девочки! Остерегайтесь этого Амура», – сказал поэт. «Этот мальчик – большой плут», – сказал добрый старик.
«Дети, не связывайтесь со скверным мальчишкой», – предупредил старик.
«Мой лук совсем высох, но ему ничего не сделалось», – сказал Амур.

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Раньше марта месяца они не появятся на свет», – сказала удивленная девочка.
«Иди в лес да без цветов не возвращайся», – сказала сестра заплаканной девочке.
«Все равно где замерзать», – подумала бедняжка, сев на поваленное дерево.
Девочка показала старику пустую корзинку и сказала: «Нужно мне набрать в нее подснежников».
Бедняжка заплакала и сказала: «Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться».
Усмехнулся старик и говорит: «Торопись и быстрее собирай цветы».
Мачеха кричит дочке: «Надень рукавички и застегни шубку!».

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Мои цветочки совсем завяли», – сказала маленькая Ида.
«Цветы сегодня ночью были на балу», – сказал студент.
«Маленькие маргаритки и ландыши тоже пляшут», – рассказал он.
«Ты очень мила», – сказала большая крапива красной гвоздике. «Встань с постельки, Софи», – сказала маленькая Ида кукле.
«Я знаю, где будет бал ночью», – шепнула девочка тюльпанам и гиацинтам.
«Это глупые выдумки», – громко закричала восковая кукла Софи.
«Софи, ты плохая», – сказала маленькая Ида.

Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 8

Девочка вошла, сп_ткнулась о веревочку и упала. Б_шмачок с правой ноги слетел и отк_тился в сторону. Хитрая Бастинда схватила его и надела на свою ногу. «Отдайте башмачок! Как вам не стыдно!» – закричала Элли. «Попробуй отбери!» – кривляясь, отвечала старуха. Элли схв_тила ведро воды, подбежала к старухе и окатила ее водой (с)головы (до)ног. От нее пов_лил жар. Волшебница завиз(?)жала: «Что ты наделала? Ведь я сейчас растаю». «Мне очень жаль, сударыня. Но зачем вы украли башмачок?» – ответила Элли. Голос волшебницы прервался, она с ш_пением осела на пол. Элли с ужасом глядела на гибель Бастинды.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

Заплакала па_ч_рица и побежала рассказать мачехе о своей беде. Мачеха сердито сказала: «Ты ур_нила веретено, ты его и доставай!». «Без веретена не возвращайся!» – гневно крикнула она девушке. Очнувшись, она увидела, что лежит на зеленой лужайке. Яблоня попросила девушку: «Потряси меня! Мои яблочки давно поспели!». Девушка тр_сла яблоньку (до)(тех)(пор), пока не осталось ни одного яблочка. В окно избушки выглянула старуха и крикнула ей: «Если будешь хорошо работать, я тебя награжу». А через минуту добавила: «Работай отлично! Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет!». Хорошо ж_лось девушке у Метелицы. Та ее не ругала, а кормила всегда сытно и вкусно.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

На краю сундука сидел маленький человечек. «Это самый настоящий гном!» – догадался Нильс. Мать часто рассказывала о том, что гномы живут в лесу и все знают о кладах, которые зарыты в землю. Нильс соск_льзнул на пол и (с,з)дернул сачок с гвоздя. Гном взмолился: «Отпусти меня, я дам тебе за это золотую монетку. Она будет большая, как пуговица на твоей рубашке». Нильс подумал и сказал: «Это очень хорошо». Через несколько минут он решил, что попр_сил мало. «Я хочу, что(бы) ты учил за меня уроки!» – добавил Нильс и посмотрел на гнома в сетке сачка. Вдруг сачок выпал из рук, а мальчик отк_тился кубарем в угол. «Я теперь не больше воробья!» – воскликнул он, когда увидел себя в зеркале. Маленький Нильс решил: «Мне надо обязательно найти гнома».

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь. Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Под елкой лежали подарки. «Как много игрушек!» – воскликнула Мари. Девочка смущенно спросила: «Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек?» – «Он куплен для всех и будет аккуратно разгрызать твердые орехи», – ответил отец.
Мари положила в рот Щелкунчика орех. Скорлупа ореха треснула и упала, а у Мари осталось на ладони вкусное ядрышко. Она выбирала самые маленькие орехи, чтобы человечку не приходилось разевать рот слишком широко.
Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.
К детям подошел отец и сказал: «Я отдаю Щелкунчика на попечение Мари. Он нуждается в ее заботе». «Раненых никогда не оставляют в строю», – добавил он. Мари подвязала Щелкунчику пострадавшую челюсть красивой белой ленточкой, которую отколола от своего платья.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте. Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь.
Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Великому художнику и строителю Дедалу пришлось бежать из Афин. Критский царь Минос дал ему пристанище. Дедал знал, что царь никогда не отпустит его.
Однажды, сидя у моря, мастер подумал: «Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?». Он собрал перья больших птиц, искусно связал их и скрепил воском. Дедал сделал два крыла для себя и для своего сына Икара. Крылья прикреплялись к груди и рукам.
Дедал надел крылья сыну и сказал: «Спокойно взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к волнам и не поднимайся очень высоко». Осторожно летел Дедал. Икар решил: «Поднимусь высоко-высоко, выше ласточек, выше жаворонка, к самому солнцу».
Под жаркими лучами растаял воск, распались перья. Икар стремительно падал и исчез в море. Дедал, опустившись на остров, сломал крылья и проклял искусство, погубившее сына. Люди запомнили эту легенду и вспоминали о ней, мечтая о покорении воздуха.

В работе над проектом были использованы следующие сказки и мифы:

1) «Три поросенка»;
2) «12 месяцев»;
3) «Лягушка-путешественница»;
4) «Аленький цветочек»;
5) «Бременские музыканты»;
6) «Кот, петух и лиса»;
7) «Дедал и Икар»;
8) «Волшебник Изумрудного города»;
9) «Ежик в тумане»;
10) «Приключения Алисы в стране чудес»;
11) «Волк и семеро козлят»:
12) «Гадкий утенок»;
13) «Дюймовочка»;
14) «По щучьему велению»;
15) «Приключения кота Леопольда»;
16) «Телефон»;
17) «Золушка»;
18) «Маша и медведь»;
19) «Приключения Буратино»;
20) «Царевна-лягушка»;
21) «Доктор Айболит»;
22) «Два жадных медвежонка»;
23) «Красная Шапочка»;
24) «Лиса и волк»;
25) «Мороз Иванович»;Ъ
26) «Сивка-Бурка»;
27) «Каменный цветок»;
28) «Незнайка и его друзья»;
29) «Волшебное кольцо»;
30) «Русалочка»;
31) «Новое платье короля»;
32) «Оле-Лукойе»;
33) «Карлик Нос»;
34) «Госпожа Метелица»;
35) «Скверный мальчишка»;
36) «Колобок»;
37) «Огниво»;
38) «Щелкунчик и мышиный король»;
39) «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
40) «Цветы маленькой Иды».

При работе над проектом была использована следующая литература:

Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

И.Э. Савко. Весь школьный курс русского языка. Минск, Современный литератор, 2002.

Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2004.

Д.Э. Розенталь. Пунктуация и управление в русском языке. М.: Книга, 1988.

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 2002.

Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания — кавычек.

Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.

Что такое прямая речь?

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:

  • «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», — подумал Петр.
  • Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
  • «Почему здесь никого нет, — удивилась Аленка, — я пришла раньше или опоздала?»
  • «Вот так всегда», — тяжело вздохнула бабушка.

Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.

Оформление конструкций, передающих чужую речь

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.

  • Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, «Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»». В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:
    1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»
    2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:
    «Ты куда сейчас идешь?» — спросил я насупившегося друга. — «А тебе зачем знать?» — «А вдруг нам по пути?» — «Вряд ли».

Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.

Схемы предложений

Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.

  • «П», — а. «Здесь надо было повернуть налево», — сказала пассажирка водителю.
  • «П!» — а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» — закричала бабка с конца очереди.
  • «П?» — а. «Ты зачем за мной увязался?» — спросил я старого пса.
  • А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
  • А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
  • А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»

Это примеры цельных прямых предложений

Схемы «разорванной» прямой конструкции

Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.

Применение прямой речи

Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью — один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.

Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.

Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, — это косвенная речь.

Что такое косвенная речь?

Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».

Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:

  1. Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
  2. Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.

Строение косвенных предложений

Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:

  • Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.

Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:

  • Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.

В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.

Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:

  • Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.

Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.

Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:

  • Мама сказала, что лучше взять зонт.

Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:

  • Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.

При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:

Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:

  • Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
  • Я спросил, будет ли он доедать борщ.

При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.

Несобственно-прямая речь

Еще один вид косвенных предложений — несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.

Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.

  • Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
  • Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
  • Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой — передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.

Главное отличие несобственно-прямой речи — это передача чужих эмоций с помощью своих слов.

Диалог

Еще один вид передачи чужой речи в литературе — это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:

Почему тебя не было на уроке?

Я ходил к врачу, — ответил ученик.

Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.

В русском языке, чтобы передать в тексте чьи-то слова, используется такая синтаксическая конструкция, как прямая речь. Схемы (их четыре) в наглядной форме отображают, какие знаки и где ставятся. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать указанные в них сокращения.

Разница между прямой речью и косвенной

Сообщать чьи-то высказывания можно либо от лица того, кто их произносит (это и есть прямая речь), либо от третьего лица, и тогда она будет косвенной. В статье рассмотрим подробнее первый вариант. Схемы прямой и косвенной речи отличаются, так как по-разному оформляются и звучат в тексте, например:

  • «Сегодня я поздно буду с работы», — сказала мама . отображает сказанное матерью, передавая информацию от нее лично. В этом случае схема прямой речи делится на того, кто говорит, и непосредственно на содержание.
  • Мама сказала, что сегодня будет поздно с работы . В этом варианте слова передаются не от лица говорящего. В письменном виде косвенная речь — это в которой авторские слова идут вначале и являются ее главной частью.

Существует 4 схемы передачи прямой речи, в которых применяются следующие обозначения:

  • П — указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь.
  • п — означает начало речи с маленькой буквы.
  • А — это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы.
  • а — строчная буква.

В зависимости от того, какие используются обозначения, и где они стоят в схеме, можно построить предложение. Которое будет ей соответствовать или, наоборот, уже имеющийся текст позволит расписать схематически.

Прямая речь в начале текста

Схемы прямой речи, в которых она предшествует словам автора, выглядят следующим образом:

  • «П», — а.
  • «П?» — а.
  • «П!» — а.

Если словам автора предшествует прямая речь, правила (схема отображает это) требуют заключать ее в кавычки, а между ними ставить знак препинания, соответствующий эмоциональной окраске высказывания. Если оно повествовательное, то части разделяются запятой. При вопросительной или восклицательной эмоции в речи ставятся знаки, передающие данную стилистическую окраску предложения. Например:

  • «Мы едем летом на море», — сказала девочка.
  • «Мы едем летом на море?» — спросила девочка.
  • «Мы едем летом на море!» — радостно крикнула девочка .

В данных примерах одно и то же содержание прямой речи передается с разной эмоциональной окраской. Слова автора также меняются в соответствии с этими изменениями.

Слова автора в начале речи

Схемы прямой речи (с примерами ниже), в которых слова автора начинают синтаксическую конструкцию, применяются, когда важно указать на говорящего. Они выглядят следующим образом:

  • А: «П».
  • А: «П?»
  • А: «П!»

По схемам видно, что за словами автора, которые начинаются с заглавной буквы, так как стоят в начале предложения, необходимо ставить двоеточие. Непосредственно прямая речь с обеих сторон охватывается кавычками и начинается с заглавной буквы, как самостоятельная синтаксическая конструкция. В конце ставится соответствующий эмоциональному содержанию текста. Например:

  • Мальчик подошел и сказал тихим голосом: «Мне нужно домой к больной маме». В данном примере прямая речь располагается за словами автора и имеет нейтральную окраску, поэтому в конце ставится точка.
  • Крик возмущения вырвался из ее уст: «Как вы можете не замечать этой несправедливости!» Предложение имеет эмоционально экспрессивную окраску, передающую сильное возмущение. Поэтому прямая речь, которая стоит за словами автора и взята в кавычки, заканчивается восклицательным знаком.

  • Девочка с удивлением посмотрела на него: «Почему ты не хочешь идти с нами в поход?» Хотя в словах автора указано на такую эмоцию, как удивление, прямая речь звучит в виде вопроса, поэтому в конце стоит

Важно помнить: прямая речь, стоящая за словами автора, всегда пишется с прописной буквы и отделяется от них двоеточием.

Третья схема

  • «П, — а, — п».
  • «П, — а. — П».

По схемам видно, что прямая речь делится на 2 части словами автора. Пунктуация в данных предложениях такова, что они всегда отделяются от прямой речи с двух сторон дефисами. Если после слов автора поставлена запятая, продолжение прямой речи пишется с маленькой буквы, а если точка, то она начинается как новое предложение с заглавной буквы. Например:

  • «Я за тобой завтра заеду, — сказа Егор, садясь в машину, — не проспи».
  • «Мама приезжает ранним утром, — напомнил папа. — Нужно заранее заказать такси».
  • «Что ты здесь делаешь? — спросила Мария. — Разве ты не должен быть на лекции?»
  • «Какой ты упрямый! — воскликнула Света. — Не хочу больше тебя видеть!»

Важно: хотя в последних двух примерах начальная часть прямой речи заканчивается не запятой, а вопросительным и восклицательным знаками, слова автора пишутся с маленькой буквы.

Прямая речь между словами автора

Четвертая схема прямой речи поясняет, какие знаки ставятся, когда она стоит между словами автора.

  • А: «П» — а.
  • А: «П?» — а.
  • А: «П!» — а.
  • Диктор сказал: «Сегодня в новостях» — и почему-то запнулся.
  • Эхо принесло издалека: «Где вы?» — и снова стало тихо.
  • Брат грубо ответил: «Не твое дело!» — и быстрым шагом вышел за дверь .

Нельзя ограничиваться только перечисленными выше схемами, так как прямая речь может состоять из любого количества предложений, например:

«Как хорошо! — воскликнула бабушка, — думала, никогда не доберемся домой. Устала смертельно» . Схема данной синтаксической конструкции выглядит следующим образом:

Русский язык очень выразителен и на письме больше, чем умещается в 4 классические схемы. Зная основные понятия о прямой речи и при ней, можно составить предложение любой сложности.

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: « Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу ».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу .

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты , началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать .

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите! » (Мигал сопровождает действие звал ).

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела : «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

Прямая речь разнообразна. Ею может быть:

1. Речь людей:

а) высказывания людей — обычный состав прямой речи.

Например: «Ну, ребята, — сказал комендант , — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А. Пушкин.)

Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. « Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту! » — закричал я. (М. Лермонтов.)

А мама всплеснула руками и говорит: « Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а? » (В. Драгунский.)

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: — Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

Например: . Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: « Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет ». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна . (Л. Толстой.)

2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.

Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: « Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне? » (Л. Толстой.) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! « Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я , — зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама. » (Ф. Достоевский.)

3. Различные надписи, цитирование чужого текста.

Например: «Милый мой старик, — читала Татьяна Петровна , — вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая — и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: « Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою ».

4. Высказывания различных существ, предметов , которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.

Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! » (А. Чехов.)

Заходил Садко в палату белокаменну:
Сидит в палате царь морской,
Голова у царя как куча сенная.
Говорит царь таковы слова:
— Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:

« Лесть и трусость — самые дурные пороки », — громко промолвила Ася.

« Не пишешь ли ты стихов? » — вдруг спросил Петр Иванович.

« Ой, да тут глубоко! » — со смехом сказала она.

« А ты меня не пугай. » — равнодушно попросила она.

Тут Мишка говорит: « Не надо спорить. Сейчас я попробую ».

Алёнка говорит: « Спорим, не пойдёт? »

Мишка кричит: « Здорово получается! »

Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: « Вы очень мало взяли… ».

III. Прямая речь разрывается словами автора:

Если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

Если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них — точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы.

« Сегодня, — сказала сестра , — нам нужно уезжать ».

« Нам придется здесь ночевать, — сказал он . — В такую метель через горы не переедешь ».

« Что вы говорите? — воскликнула Марья Гавриловна .- Как это странно! »

« Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им .- Здорово ».

« Не надо. — сказал Вершинин . — Не надо, парень ».

« Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил : — Что молчишь? »

« Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами ».

Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.

Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.

ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ

Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог (от греч. dialogos — «разговор, беседа») — это естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух). Вот диалог детей, переданный М. Пришвиным:

Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

— Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.

— А как же? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

— За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.

— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

Вы видите, как построен диалог: на каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

— Ты придешь?

2. Реплики следуют в строку.

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

Например: Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, — продолжил генерал, — рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» — «У двух сосен, батюшка, у двух сосен». — «Что же сказал он тебе?» — «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» — «Ну, а после?» — «А после потребовал он письмо и деньги». — «Ну». — «Я и отдал ему письмо и деньги». — «А он. Ну — а он?» — «Батюшка, виноват». — «Ну, что же он сделал. » — «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

Настала весна. Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна.

Полетели пчелки к вишне: « Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок? » — Наведайтесь, милочка, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой.. . (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей . Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей . Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях .

Сравните: « Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости »,- сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости .

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду . Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море .

Сравните: Иван Фёдорович. попросил: « Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них ». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них .

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час . Мы спросили встречных, куда они едут . Я спросил товарища, решил ли он эту задачу .

Сравните: « Уж не думаешь ли со мной в прятки играть? » — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть .

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: « Алеша, сходи за мелом ». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом .