Фарфор СССР: клейма ведущих заводов

Графин с помидорами лфз. Фарфор СССР: клейма ведущих заводов Фертика кристалон томатный.

Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.

Клейма фарфоровых заводов СССР

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

Клейма фарфоровых заводов СССР

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

Клейма фарфоровых заводов СССР

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

Клейма ЛФЗ по годам

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

Клейма ЛФЗ по годам

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

  • I – красная;
  • II – синяя;
  • III – зелёная.

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

Клейма ДФЗ Вербилок по годам

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

Клейма Гжель по годам

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

Клейма Гжель по годам

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

Клейма фарфора Дулёво по годам

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

Клейма ПФЗ по годам

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

Сервизы от Императорского фарфорового завода (ЛФЗ)

Сервизы от Императорского фарфорового завода (ЛФЗ)

История императорского фарфорового завода неразрывно связана с историей появления русского фарфора. На протяжении нескольких веков на предприятии делали эксклюзивные и дорогие предметы по заказу российских императоров. Можно с уверенностью сказать, что российские ученые изобрели рецепт фарфора независимо от европейцев и китайцев.

Особенности

Основала первую русскую порцелиновую мануфактуру в 1744 году Елизавета Петровна. В те времена в России фарфоровую посуду не делали, а привозили из Европы и Китая. Секрет изготовления хранился в строжайшей тайне. Ученый Дмитрий Виноградов разработал собственный состав и технологию производства первого русского фарфора.

Он использовал для этого глину из Гжельской волости, кварц и алебастр из Олонецка. Рецепт включал более 40 ингредиентов, в том числе уникальный состав глазури.

После смерти Д. Виноградова управление мануфактурой передали М. В. Ломоносову. Он изучал разные составы глин, способы обработки и качество после обжига. Именно благодаря трудам Ломоносова был получен фарфор «белее саксонского», открыт оптимальный состав с включением полевого шпата.

Екатерина II присвоила предприятию статус завода и наименование «Императорский». Начался золотой век русского фарфора. Коллекция уникальной посуды, предметов обихода, статуэток хранится сейчас в музее при заводе. Есть экспозиции в Петергофе, в Царском Селе и во многих других музеях, а также в частных коллекциях.

В начале XX века в честь 200-летия Российской академии наук завод переименовали в «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова» (ЛФЗ). В это время развиваются новые технологии промышленного производства. ЛФЗ производит не только посуду для сервировки, вазы, агитационные статуэтки, но и изделия для технического применения.

Именно в советский период было налажено изготовление тонкостенного фарфора, белого и прозрачного. Разнообразные формы, ручная роспись, уникальный стиль оформления. Эти серии и сейчас очень ценятся во многих странах мира, коллекционеры готовы платить немалые суммы за сервизы с клеймом ЛФЗ.

Описание сервизов советского периода

После революции предприятие наладило выпуск не только чайных наборов, но и агитационных сувенирных изделий. Сотрудничество с К. Малевичем, В. Кандинским позволили создать произведения, отражающие дух нового времени. В 1925 году советская республика отправляет лучшие произведения на международную выставку в Париж. Их ожидает успех и персональные награды. ЛФЗ отныне – знак высшего качества.

На Брюссельской выставке в 1958 году комплект с синим рисунком в виде сетки получает золотую медаль. К сожалению, автор А. А. Яцкевич не дожила до этого дня. Анна Яцкевич пережила блокаду и на идею создания узора ее вдохновили воспоминания о блокадном Ленинграде — окна домов с наклеенными крестами бумаги.

Ею же нарисовано клеймо ЛФЗ, которое ставили на посуду. Кобальтово-сетчатые варианты ЛФЗ выпускали около 10 лет, но в СССР производили и другие сервизы.

«Голубые цветы»

Посуду с синими и голубыми цветами на заводе производили в большом количестве. В 30-е годы в оформлении художника И. И. Ризнича изготовили один из первых вариантов. В 60-е выпущен округлый на вид сервиз с крупными синими соцветиями и золоченой окантовкой (автор Н. Славина).

В это же время создан другой — формы «тюльпан» с небольшими ярко-голубыми цветами в оформлении Л. И. Лебединской. В составе: чайник, молочник, чашки и блюдца. Есть еще комплект авторства Беспалова-Михалева формы «репка» — пузатые чайник и чашки с голубыми бутонами на белом поле. Все наборы объединяет трехцветная гамма узоров – сине-черно-золотая.

«Золотая осень»

Набор был выпущен в 70-х гг. XX века. Кроме чайных пар, чайника и сахарницы включает молочник, тарелки для десерта, вазу для цветов, пирожковое блюдо. Главный элемент оформления — осенние листья. Люстровые красители придают рисунку особый металлический блеск. Форма чашек — «тюльпан».

«Щедрая осень»

Осенняя позолота листьев дополнена ярко-оранжевыми плодами, приближая орнамент к народному хохломскому стилю. Автор – А. Н. Семенова. Вид чашек — «ландыш». По составу идентичен предыдущему набору.

«Золотой сад»

Кофейный сервиз с изображением синих птиц в обрамлении золотой листвы, есть растительный ободок из золота по краю чашек в форме «тюльпан».

«Северный»

На десертных тарелках и чашках рисунок в красно-черной гамме, стилизованный под орнаменты северных народов СССР. Блюдца полностью алые, на крышке чайницы фигурка в виде миниатюрного чайника с позолотой.

«Зимний вечер»

Комплект для кофе — яркий образец синего фарфора. Темный кобальтовый узор с золотой росписью поверху, позолоченная окантовка. Снят с производства еще в СССР. Автор – Городецкий В. М.

В 60-70 гг. были произведены несколько чайно-кофейных наборов. С сиреневыми и с розовыми цветками, с позолоченной окантовкой и с перламутровой глазурью. Для каждого характерен уникальный дизайн.

«Колокольчики»

Это высокохудожественное произведение – рифленый фарфор, ручная роспись, золотой кант по краю. В комплект входило 2 чайника – большой и маленький, сахарница, молочник, чайные пары и тарелки для десерта.

«Рябина» и «Черноплодная рябина»

Последний изготовлен в традиционной форме «тюльпан» и включает стандартные принадлежности для чая. На белую поверхность нанесены фиолетовые ягоды с разноцветными листьями. Вариант «Рябина» выполнен в форме «ландыш» с рисунком в виде оранжевых ягод и ржавой рябиновой листвы.

В комплект, кроме стандартных предметов, включены десертные тарелки.

«Фрукты»

Сине-зеленый набор с виноградом, сливами и грушами в обрамлении листьев и золотой ручной росписи. Кроме стандартного состава, есть ваза для фруктов и конфетница.

Редкие сервизы производства ЛФЗ продают на антикварных аукционах по достаточно высокой цене. Например, эксклюзивный выпуск «Индустриальный мотив» был оценен экспертом в сумму около 70 тысяч долларов. Конечно, посуда массового производства не ценится так высоко, но среди коллекционеров есть большой спрос на тарелки военной серии и на вазы середины XX века.

Обзор современных наборов

В 2005 году ЛФЗ вернули название — «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). Сочетая прежний опыт и новые технологии, труд талантливых мастеров, дизайнеров и художников, завод выпускает современные и эксклюзивные серии.

«Золотые ромашки»

Создан еще в 1970 году, был налажен выпуск чайных и кофейных приборов. Затем его сняли с производства. С 2012 года выходит в обновленном виде. Авторы – скульптор Серафима Яковлева, художник Лариса Григорьева. Предметы можно приобрести и по отдельности.

«Розовые цветы»

Вариации на тему цветов очень популярны при оформлении. Коллекция выполнена в лучших классических традициях. Изящный вид, изогнутые ручки, позолоченный орнамент создают изысканную композицию для самого торжественного случая.

«Пейзажный фриз»

Комплект для чая рассчитан на 6 персон, изготовлен из костяного тонкостенного фарфора ручной отливки. Автор рисунка Алексей Воробьевский создал фантастический пейзаж, используя растительные и архитектурные орнаменты.

Контуры чайника и сахарницы напоминает луковки на храмах древнерусских городов. Каждый предмет расписан вручную.

«Вьюнок»

Чайный комплект на одну персону изготовлен из твердого фарфора в традиционном исполнении, включает три элемента: чайную пару и тарелку для десерта. Синие цветы покрыты сверху позолотой.

«Тонкие веточки»

Набор для чая на 6 персон имеет необычную форму «волна»: узкую в нижней части и расширяющуюся вверху. Создан Э. Криммером. Белый костяной фарфор, надглазурная роспись, позолоченная отводка. По верхнему или нижнему краю изображены мелкие темные цветы на тонких ветках с черными и вызолоченными листиками. Автор рисунка – Олевская И. С.

«Золотой»

Столовый сервиз состоит из 24 предметов. Восстановлен в 2008 году по музейному образцу из коллекции Эрмитажа, который был создан в начале XIX века для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны.

В росписи есть синие и зеленые оттенки, растительные и геометрические узоры. Покрыт позолотой и тончайшей гравировкой.

«Северная столица»

Белого цвета посуда для кофе на две персоны с надглазурным оформлением — гравировкой. Изысканный классический вид дополняется тончайшим нанесением изображений известных видов Санкт-Петербурга. Автор – Петрова Н. Л.

«Ягоды»

Создан в 2016, это вариация на тему сервиза 1866 года, изготовленного для будущего императора Александра III и его невесты Марии Федоровны. Основной узор — переплетение черничных листьев и ягод. Фиолетовое и салатовое обрамление создает сочную композицию. Предметы из коллекции можно приобрести по отдельности. Дизайн Н. Л. Петровой.

«Замоскворечье»

Столовый, чайный и кофейный разновидности сервиза с позолотой формы «Александрия», разработанной французскими дизайнерами. Автор цветочного орнамента – Шуляк Г. Д.

Полихромная живопись, геометрические и цветочные орнаменты в древнерусской стилистике, ручная роспись.

«Лебединое озеро»

Набор из трех элементов в коллекции «Русский балет». На каждом – изображение лебединых перьев, переплетения жемчужных нитей. Яркие бусины окантовывают воздушный узор. Центральное место занимают медальоны с изображением балерин, лебедей, озера и замка. Позолота окантовки нанесена вручную.