Незначительная переработка имеющихся представлений это

Возрастные особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Нина Митрофанова
Возрастные особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями.

«Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений.

С общепсихологических позиций считается, что с помощью воображения:

а) строится образ средств и конечного результата деятельности; это создает возможность представить результат труда до его начала;

б) создается программа поведения в неопределенной проблемной ситуации;

в) продуцируются образы, которые заменяют деятельность;

г) создаются образы, соответствующие описанию объекта (например, в литературном произведении);

д) видоизменяется предназначение ряда предметов, что характерно для маленьких детей: сочетание стола и поставленного на него стула – это танк, коробка – это домик для куклы и т. д.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

Отличительной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово. Младший школьный возраст в целом можно считать наиболее благоприятным, сензитивным периодом для развития творческого воображения, фантазии.

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов.

Активное воображение может быть подразделено на творческое и воссоздающее. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Иначе говоря, этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. Некоторые люди обладают способностью с легкостью воссоздавать в памяти образы. Увидев однажды предмет, они затем могут представить его со всеми подробностями, со всеми цветами и даже запахами. Оно необходимо при чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний, т. к. происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах и картах. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимаем, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего воображения, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и дальнейшего развития его у детей. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в её структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Выготский Л. С. подробно описывает психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение, соединение элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества»- пишет Л. С. Выготский.

Творческое воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Воображение строится из реальных элементов, чем богаче опыт — тем богаче воображение. Это основной закон воображения, выразителями которого были В. Вундт и Т. Рибо, говорившие, что воображение способно создавать многочисленные новые комбинации из прежних элементов. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, это объясняется бедностью его опыта. «После момента накопления опыта»,- говорит Рибо,- «наступает период назревания или высиживания».

Творческое воображение младшего школьника отличается наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Первоначально воображение младших школьников отличается незначительной переработкой имеющихся представлений. В игровой или продуктивной деятельности дети отображают увиденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в их личном опыте. По мере взросления количество элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше. В дальнейшем усиливается творческая переработка представлений и развитие творческого воображения.

М. Э. Ванник выделила основные этапы творческого воображения у детей младшего школьного возраста:

• подготовительный (побуждение к созданию);

• вынашивание замысла (эскиз,зарисовка: этот этап у детей может быть свернут, реализация замысла (создание конкретного произведения);

• представление результата (например, выставка работ, этот этап для детей имеет особое значение).

Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который в психологии получил название закона реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение. С деятельностью воображения очень тесно связано движение наших чувств. Очень часто у нас то и другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они являются реальными в эмоциональном смысле.

Фантазия – это любая продуктивная умственная деятельность — независимо от сферы ее приложения, от целей, преследуемых субъектом, выполняющим эту деятельность, и, наконец, от используемого материала.

А. Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). «Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности».

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Определите вид мышления.

1. «Наглядно-образноемышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами». (Б.Т. Теплов).

2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным помощью органов чувств. — Теоретическое понятийное.

3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.Практическое мышление.

4. Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка — это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество. «. – Образное мышление.

5. «. Мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, от действия в моторном, физическом смысле этого слова. – Наглядно-действенное мышление

6. Мышление, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекая из памяти воссоздаваемые воображением.Образное мышление

7. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ. Наглядно-образное мышление.

26. Определите, для каких психических процессов характерны эти особенности:

1. Отражение отдельных свойств предметов. ощущение
2. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринимаемых предметов и явлений. память
3. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи. мышление
4. Отражение общих и существенных признаков, связей и от­ношений предметов и явлений. понятие
5. Познавательный процесс, позволяющий перерабатывать имеющуюся информацию, видоизменять ее. воображение
6. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. восприятие
7. Преобразованное отражение того, что раньше вос­принималось. воображение
8. Помогает накапливать, хранить информацию в сознании. память
9. Создание новых, ранее не воспринимавшихся предметов, пу­тем приведения старых знаний в новые сочетания. воображение

Отметьте особенности, способствующие развитию творческого мышления.

1. Склонность к конформизму.

2. Очень высокая оценка значимости своих идей.

3. Частые неудачи в деятельности.

4. Тревожность как черта характера.

5. Стремление быть похожим на других.

6. Заниженная оценка значимости своей деятельности.

7. Чрезмерно развитое критическое мышление.

Способность видеть объект под новым углом зрения.

9. Нежелание быть «белой вороной».

28. Назовите приведенные приемы создания образов воображения.

1. «. за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот»; (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.)

-Агглютинация и Акцентирование.

2. Кентавры, русалки. — Агглютинация (комбинирование).

3. «. старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза . » (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».)— Аналогия.

4. «Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.)– Перемещение.

5. Сфинксы, драконы.– Агглютинация (комбинирование).

6. «А то свищет соловей, да по-соловьиному, Он кричит — злодей, разбойник — по-звериному, И от его ли-то от посвисту соловьего, И от его ли-то от покрику звериного, То все травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются» .

— Акцентирование.

Определите вид воображения.

1. Незначительная переработка имеющихся представлений.– мечта.

2. Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций. –непроизвольное.

3. Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. – произвольное.

4. Создание образов желаемого будущего. – мечта.

5. Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается. – продуктивное.

6. Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем. – воссоздающее.

7. Образы воображения возникают под действием малоосознанных потребностей, влечений,установок. – непроизвольное.

8. Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию. — произвольное.

9. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. – творческое.

10. Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. – галлюцинации.

Из представленного списка (столбец 2) укажите признаки речи, поставив крестик в столбце 3 напротив соответствующего признака речи, и укажите признаки языка, поставив крестик в столбце 4 напротив соответствующего признака языка.

№ п/п Признаки и языка, и речи Признаки речи Признаки языка
Исторически сложившееся средство общения +
Выражает психологические особенности отдельно взятого человека +
Развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением +
Отражает психологию народа +
Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства +
Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл +

31. Восполните пропущенные в предложениях слова:
«. Специальными исследованиями установлено, что способность
человека к анализу и синтезу речи связана с определенными мозговыми
центрами речи: левым полушарием головного мозга (у
правшей); слухоречевой зоной коры больших полушарий —
задней частью височной извилины, так называемым центром
Вернике; так называемой зоной Брока, расположенной в
нижних отделах третьей лобной извилины. «.

32. В представленной таблице в столбце 1 перечислены основные признаки «научных» и «житейских» понятий. В столбце 2 отметьте крестиком признаки только «научных» понятий, а в столбце 3 — только «житейских» понятий.

Признаки «житейских» и «научных» понятий Признаки «научных» понятий (отметить крестиком) Признаки «житейских» понятий (отметить крестиком)
Приобретенные в процессе обучения +
Приобретенные в практическом опыте +
Преобладают конкретные, ситуационные связи +
Преобладают отвлеченные, логические связи +
Преобладающее место в них занимают вербально-логические операции +
Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи +

33.Установите соответствие между названием науки (левый столбец) и раскрывающим ее суть определением (правый столбец), соединив соответствующие друг другу части левого и правого столбцов стрелками.

Лингвистика наука об ораторском искусстве
Графология наука, которая исследует детерминантные процессы речи и их восприятие структурами соответствующих языков
Риторика наука о языке как объективной, историческисложившейся системе кодов
Психолингвистика учение о почерке, исследование почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психических особенностей пишущего

В представленной таблице в столбце 1 перечислены основные нарушения речи, а в столбце 2 содержательные характеристики нарушений речи, при этом соответствия по горизонтали между названием нарушения речи и его содержательной характеристикой нет.

Содержание нарушения речи
1. Персеверативиость речи 1. Нарушение способности писать как результат различных расстройств речи при нарушении функций головного мозга (полная утрата способности писать либо грубое искажение слов, пропуски слогов и букв, неспособность соединить буквы и слоги в слова и пр.)
2. Эхолалия 2. Нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения
3. Парафазия 3. Патологически ускоренный темп речи
4. Дизартрия 4 .Патологически замедленный темп речи
5. Контаминация 5. Многократное повторение отдельных слов, словосочетаний, предложений
6. Ринолалия 6. Нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи
7. Алалия 7. Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении слогов, относящихся к разным словам, в одно слово
8. Афазия 8. Автоматическое повторение чужих слов, наблюдаемое при некоторых психических заболеваниях
9. Аграфия 9. Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата
10. Алексия 10. Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата
11. Тахилалия 11 . Отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи)
12. Брадилалия 12. Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

Исходя из представленной выше таблицы, в нижней таблице составьте соответствующие пары между названием патологии и его интерпретацией.