Отходы образующиеся при транспортировке

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ;

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

транспортирование отходов — перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ;

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

Как осуществляется транспортировка отходов: инструкции, условия, нормативная документация

Грамотное обращение с отходами подразумевает выполнение установленных этапов их утилизации.

Как правило, они совершаются на объектах, расположенных на разных территориях.

Мусор вывозят от хозяйствующих субъектов, у которых он образовался, на перерабатывающие комбинаты, полигоны, к другому собственнику.

Чтобы не загрязнять окружающую среду, перевозка отходов также должна подчиняться определенным требованиям и правилам.

Для чего нужна транспортировка отходов?

Перемещение отходов между этапами обращения с ними называется транспортированием. Оно начинается, когда вывозимые вещества покидают границы территории, принадлежащей собственнику отходов.

Перевозка становится необходимой, когда:

  • соблюдается график вывоза мусора;
  • заканчивается 11-месячный период накопления отходов;
  • превышаются установленные нормы накопления;
  • временное складирование превышает ПДН опасных веществ на участке накопления;
  • согласно технологии остатки продукции служат сырьем или его частью для другого производства;
  • отходы подлежат сдаче в пункты приема вторсырья.

Транспортирование является необходимым действием, обеспечивающим дальнейшую работу с мусором. От стабильности, правильности его выполнения зависят экономическая составляющая «мусорного» бизнеса, а также экологическая обстановка на территориях складирования отходов по маршруту прохождения мусоросборников.

Кто может ее осуществлять?

Транспортировка отходов производится на основании договора, заключенного между хозяйствующим субъектом-производителем мусора и предприятием или ИП, оказывающим такую услугу. Этот вид деятельности регулируется государством при помощи лицензирования.

Организация или ИП, занимающиеся транспортированием, обязаны иметь лицензию.

Наличие такого документа подтверждает, что его владелец:

  • работает официально;
  • соблюдает правила, установленные для этого вида деятельности;
  • имеет специальное оборудование, транспорт.

Сотрудники предприятий, допущенные к работе, лично предприниматель проходят профессиональное обучение или получают дополнительное профобразование. Такую учебу проводят учебные организации, имеющие аккредитацию.

Перевозка опасных и неопасных отходов

Транспортирование неопасных веществ не требует специальных разрешений.

Достаточно иметь заключение аккредитованной лаборатории, что по результатам биотестирования они относятся к 5 классу.

На практике компании, занимающиеся перевозкой мусора, пользуются лицензиями, выданными для перевозки опасных компонентов.

Это связано со следующим:

  • неопасные компоненты составляют незначительную часть от общего объема остатков;
  • вещества 5 класса сложно отсортировать от опасных отходов;
  • при сомнении в определении классности отходы считаются опасными.

Общие требования

Законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что разработка единого порядка транспортирования опасных отходов относится к компетенции федерального уровня власти. На сегодняшний день документы, регламентирующие и систематизирующие обозначенную деятельность в зависимости от типа и класса отходов, отсутствуют.

К организациям-лицензиатам предъявляются указанные этим же законом общие требования по вывозу мусора:

  • наличие сопроводительных паспортов отходов производства, составленных собственником мусора для его перевозки;
  • соблюдение условий личной, пожарной, экологической, санитарной безопасности во время перевозки груза;
  • установка на своем транспорте специальных знаков и оборудования;
  • наличие сопроводительных документов.

Важным условием транспортирования является исключение во время пути, при перевалке аварийных ситуаций, потерь части мусора. Это достигается конструкцией машины, выполнением правил ее эксплуатации.

Все работы по загрузке, перевозке, разгрузке отходов должны быть максимально механизированы и герметизированы.

Сопроводительная документация

Каждая партия перевозимого мусора сопровождается пакетом обязательных документов, в которых содержится информация о перевозчике, количестве перевозимого мусора, цели вывоза, пункте назначения.

Пакет содержит:

  • паспорта на виды отходов, подтверждающие их отнесение к 1-4 классу, состав, сведения о происхождении;
  • свидетельства о подготовке водителя и допуске машины к транспортированию опасного груза;
  • спецразрешение;
  • информирующая об опасности карточка;
  • маршрутный лист;
  • накладную.

Когда не допускается перевозка россыпью?

Не все отходы можно перевозить навалом или россыпью. Таким способом разрешается транспортировка мусора 4 и 5 классов опасности в чистом виде или их смеси. При этом должны соблюдаться общие требования к безопасности процесса перевозки.

Не допускается перевозка россыпью отходов 1-3 классов опасности, они должны перевозиться в герметичной упаковке, соответствующей ГОСТ 26319-84.

В зависимости от агрегатного состояния, химической активности опасных веществ, допускаются виды упаковочной тары:

  • стальные, алюминиевые, полимерные фляги со съемной крышкой, разной шириной горла;
  • фанерные, картонные, деревянные бочки, барабаны (сухотарные, заливные);
  • полимерные, стальные канистры — узко- и широкогорлые;
  • алюминиевые, фанерные, дощатые, пластмассовые, древесно-волокнистые ящики — обычные, с вкладышем, внутренним покрытием;
  • полимерные, бумажные, тканевые мешки — влагопрочные, плотные, многослойные, без вкладыша;
  • комбинированный вариант — керамический, полимерный, фарфоровый, стеклянный сосуд в барабане, ящике, обрешетке, плетеной корзине.

На любой таре должна быть специальная маркировка, обозначающая уровень токсичности, вид отходов, иные предусмотренные стандартом сведения.

Совместная упаковка разрешена для тех опасных компонентов, которые по техусловиям можно перевозить одним транспортным средством.

При этом каждый вид отходов упаковывается отдельно в подходящую для него тару, размещается в плотном ящике с крышкой.

Свободное пространство заполняется мягким упаковочным материалом.

Вес грузоместа не должен превышать 50 кг. По таким же правилам перевозятся контейнеры с особо опасными веществами.

Условия транспортировки вне предприятия

Как перевозка отходов вне участка предприятия, так и обеспечение сохранности транспорта и груза осуществляются соглано СанПиН 2.1.1322-03, а также общим правилам грузоперевозки, установленным ПП РФ от 15.04.2011 № 272.

Производственная компания внутренними распорядительными документами, инструкциями по транспортировке, техрегламентами, проектами развития регламентирует основные моменты работы с накопленным мусором:

  • периодичность вывоза;
  • действия при нарушении допустимых единовременных лимитов накопления мусора, превышении нормативов качества экосреды на участке складирования;
  • вид транспорта, подходящий для перевозок — автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, водный, канатный, воздушный;
  • способ транспортировки от основного предприятия на полигоны, к дочерним производствам — собственным транспортом, через специализированные компании;
  • обеспечение безопасности транспортируемых отходов.

Загрузка в спецтранспорт, маркировка грузомест производится собственником мусора. При перевозке промотходов в транспорте не должны находиться посторонние люди. Нельзя перевозить груз, не вписанный в сопроводительную документацию.

Управлять транспортным средством, на котором перевозятся опасные отходы, могут водители:

  • с водительским стажем более 3 лет;
  • имеющие водительские права соответствующей категории;
  • инструктированные и подготовленные для перевозки опасных отходов;
  • прошедшие медконтроль.

Маршрут транспортирования не допускается пролагать через рекреационные зоны, заповедники, особые территории. По пути следования транспорта должны быть предусмотрены места заправок, стоянок.

Спецтранспорт дополнительно оснащается:

  • ручным инструментом для ремонта транспортного средства;
  • первичным противопожарным оборудованием;
  • противооткатным упором;
  • фонарями автономного питания с оранжевыми огнями;
  • СИЗ водителя, нейтрализаторами перевозимого опасного вещества.

Если остатки производства нужно переместить в пределах территории предприятия, на котором они образовались, то такая процедура не относится к обращению с отходами и не регулируется государством.

В этом случае должны выполняться санэпидемиологические правила по содержанию промышленных территорий и помещений. В закрытых строениях для перевозки рекомендуется применять автокары, гидро- и пневмосистемы.

Как осуществляется перевозка бытовых отходов?

Твердый и крупногабаритный бытовой мусор не относится к опасным отходам. Ответственным за его перевозку является региональный оператор — юрлицо, с которым собственником отходов заключен договор по обслуживанию. Он транспортирует ТКО самостоятельно либо через лицензированную организацию или ИП.

Мусоро- и бункеровозы не нуждаются в оснащении спецоборудованием, спецзнаками. Достаточно соблюдения общих технических требований и правил безопасности. Например, при необходимости груз должен быть зафиксирован, накрыт тентом.

При транспортировке оператору следует соблюдать запреты на действия:

  • перевозить под видом ТКО или в их составе токсические вещества, перечисленные в Европейском соглашении о ДОПОГ;
  • передавать груз лицам, не поименованным в договоре на оказание услуг;
  • уплотнять мусор свыше максимально допустимого показателя уплотнения, установленного договором.

ПП РФ от 25.08.2008 № 641 для более эффективного управления движением предусмотрено оснащение владельцами своих транспортных средств устройствами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Такая аппаратура служит для определения координат места нахождения мусоровоза и передачи их в Ространснадзор посредством системы «ЭРА-ГЛОНАСС», однако начало действия этого постановления систематически откладывается.

Так, последняя приостановка принята до 31.05.2020.

По каждому транспортному средству оператором ведется маршрутный журнал. В нем фиксируются данные о перемещении мусоровоза, загрузке и выгрузке отходов. По запросу проверяющих органов предоставляется копия журнала, обеспечивается доступ к информации, передаваемой с помощью спутниковой навигации.

Трансграничная транспортировка

Отходы могут перемещаться не только по территории страны, но также по территориям двух и более государств.

Это так называемая трансграничная перевозка, которая может быть из страны-отправителя мусора в:

  • иное государство, принимающее этот мусор;
  • другую страну через территорию третьей или нескольких соседних стран;
  • район, не находящийся ни под чьей юрисдикцией.

На территорию России запрещено ввозить отходы для их нейтрализации, захоронения. Допускается по лицензии Минпромторга РФ и разрешению Росприроднадзора ввозить отходы для целей утилизации.

Порядок трансграничной перевозки определен ПП РФ от 17.07.2003 № 442.

Кроме того, этим постановлением установлены списки веществ, которые:

  1. Ввозятся в Россию или вывозятся из нее по лицензии— сурьма, свинец, селен, алюминиевый шлак, отходы фотопленки и фотобумаги с частицами серебра, разобранные аккумуляторы, использованные батареи, катализаторы, лом электрооборудования, обрезки шкур, кислотные растворы.
  2. Запрещены к ввозу и транзиту по стране, а вывозятся по лицензии — мышьяк, ртуть, свинец, неразобранные аккумуляторы, асбестовая пыль, люминесцентные трубки, отработанные минеральные масла, пушное сырье с возбудителями инфекционных заболеваний, хлорорганические кислоты, бензол, сероуглерод, старые шины, резиновые обрезки, упаковочная тара, напольные покрытия, фармпродукция, токсические химвещества.

Запрещен вывоз указанных веществ в страны, не участвующие в Базельской конвенции. Если имеется действующий договор с таким государством, то транспортирование происходит по конвенционным условиям.

При незаконном трансграничном перемещении по России происходит возвращение отходов государству – их собственнику, либо принимаются меры, предусмотренные конвенцией. Эти действия осуществляются согласно российскому законодательству.

Заключение

Постоянно увеличивающийся ассортимент производимой продукции, товаров ожидаемо увеличивает количество отходов от них. Соответственно, возрастает роль переработки мусора. К трудностям, возникающим при других этапах «мусорного» обращения, добавляются риски, связанные с транспортированием.

Руководителям хозяйствующих субъектов, предприятий, имеющих лицензию на их перевозку, необходимо обеспечивать безопасность сотрудников, непосредственно транспортирующих опасные отходы.

Также следует предусматривать действия по ликвидации возможных аварийных ситуаций. Не менее важны экологический и санитарный аспекты передвижения отходов. Правильная организация работы поможет минимизировать такие риски.