Расчет величины ущерба от загрязнения окружающей среды

Расчет величины ущерба от загрязнения окружающей среды

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды

Air pollution emissions. Method of prejudice calculation from industrial enterprise environment objects

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает метод расчета ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного промышленного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам.

Настоящий стандарт предназначен для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха окружающей среды, а также органов и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1 Настоящий стандарт распространяется на следующие основные виды ущерба, наносимого окружающей среде:

— загрязнение атмосферного воздуха организованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения;

— загрязнение атмосферного воздуха неорганизованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения.

3.2 Сбор данных, необходимых для определения расчета ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам и оформление результатов осуществляют совместно со специализированными организациями, аттестованными и (или) аккредитованными в установленном порядке, а также профильными научно-исследовательскими институтами.

3.3 Превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ устанавливают следующими методами:

— инструментальным методом на основании измерений параметров выбросов загрязняющих веществ, выполненных аналитической лабораторией, техническая компетентность которой соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 по методикам, прошедшим метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563;

— расчетным методом на основании методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, рекомендованных к применению при нормировании и определении количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3.4 Факт превышения норматива разового выброса загрязняющего вещества на источнике загрязнения считают установленным, если разность между фактической мощностью разового выброса этого загрязняющего вещества с учетом погрешности ее измерения превышает предельно допустимое значение.

3.5 Затраты, необходимые для определения величины ущерба, определяют на основе данных о стоимости основных видов работ и (или) на основании данных о фактически произведенных расходах по определению размера причиненного вреда.

К расходам, необходимым для оценки нанесенного ущерба, относят затраты на проведение следующих работ:

— отбор проб и проведение лабораторных анализов содержания компонентов в пробах;

— оценка распространения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

— составление смет на выполнение работ по ликвидации нанесенного ущерба и его последствий;

— проведение оценки ущерба и подсчета убытков;

— проведение иных видов работ, выполнение которых связано с оценкой ущерба и подсчетом убытков.

4 Порядок расчета ущерба

4.1 Определение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

4.1.1 При наличии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения количество выброса загрязняющего вещества в тоннах, рассчитывают по формуле

, (1)

где — значение выброса -го загрязняющего вещества, установленное на момент контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов; определяют инструментальным методом, г/с;

— величина норматива допустимого выброса -го загрязняющего вещества, установленного в разрешении на выброс загрязняющих веществ предприятия [предельно допустимый выброс, лимит на выброс (временно согласованный выброс)], г/с;

— продолжительность выброса загрязняющего вещества с момента обнаружения и до прекращения выброса, ч;

278 — коэффициент пересчета граммов в тонны и секунд в часы.

Пример расчета приведен в приложении А.

4.1.2 При отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух количество выброса загрязняющего вещества в тоннах рассчитывают по формуле

, (2)

где — значение разового выброса -го загрязняющего вещества, установленное на момент контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, г/с;

— продолжительность выброса загрязняющего вещества с момента обнаружения выброса и до его прекращения, ч;

278 — коэффициент пересчета граммов в тонны и секунд в часы.

4.1.3 При неисправности или неиспользовании (отключении) очистных установок расчет значения выбросов загрязняющих веществ осуществляют согласно 6.1 или по входным характеристикам, указанным в паспорте на конкретное газоочистное сооружение. Неисправность очистных установок приравнивают к их нерабочему состоянию.

4.1.4 При аварийных выбросах загрязняющих веществ (выброс, осуществляемый при возникновения аварийных ситуаций) количество загрязняющего вещества определяют как значение выброса загрязняющего вещества по формуле (2) или как значение выброса загрязняющего вещества, установленное расчетным путем исходя из характеристик технологического оборудования и записей параметров ситуации в учетной документации природопользователя в случае ее ведения, а также с учетом продолжительности выбросов.

4.1.5 Продолжительность выброса загрязняющего вещества, включая аварийный, определяют с момента обнаружения и до момента окончания выброса.

Момент начала выброса определяют со дня установления факта сверхнормативного выброса в следующих документах:

— в акте инспекторской проверки;

— в протоколе аналитического исследования проб воздуха.

Примечание — В акте инспекторской проверки указывают сведения о соблюдении природопользователем экологических требований в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов.

Моментом окончания выброса считают дату регистрации в органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды, отчета об устранении нарушений, приведших к нанесению ущерба, с предоставлением результатов аналитического исследования воздушной среды атмосферного воздуха, проведенного в тех же точках, где ранее были установлены факты нарушений, перечисленные в 4.1.

В случае повторного установления факта нанесения ущерба (выявления сверхнормативного выброса) момент окончания выброса устанавливают по данным лаборатории, привлеченной органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, а продолжительность выброса определяют с момента его первичного обнаружения.

5 Расчет ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ промышленного предприятия

5.1 Расчет ущерба , в рублях, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам, рассчитывают по формуле

, (3)

где — удельные затраты на улавливание и (или) обезвреживание -го вещества рассчитывают по формуле (4), руб./т;

— количество загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— количество -го загрязняющего вещества, определяемое по формулам (1) и (2) по каждому загрязняющему веществу, т;

— затраты, необходимые для определения размера ущерба, руб.

5.2 Расчет удельных затрат на улавливание и (или) обезвреживание -го вещества , в рублях на тонну, рассчитывают по формуле

, (4)

где — затраты на приобретение и установку оборудования по улавливанию и (или) обезвреживанию -го загрязняющего вещества, определяемые по рыночным ценам на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, и работы по установке оборудования, руб.;

Расчет величины ущерба от загрязнения окружающей среды

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА

УТВЕРЖДЕНА Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И.Даниловым-Данильяном 30 ноября 1999 г.

1.1. Настоящая методика устанавливает порядок и методы экономической оценки предотвращенного экологического ущерба — как недопущенного в результате деятельности территориальных природоохранных органов системы Госкомэкологии России негативного воздействия на окружающую среду.

1.2. Методика предназначена для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате осуществления государственного экологического контроля, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий, выполнения мероприятий в соответствии с международными конвенциями в области охраны окружающей природной среды, осуществления государственной экологической экспертизы, мероприятий по сохранению заповедных природоохранных комплексов и других видов деятельности территориальных органов системы Госкомэкологии РФ.

1.3. Учитывая специфику эколого-ресурсных компонентов окружающей природной среды каждого субъекта РФ и направлений природоохранной деятельности, экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба в настоящей методике определяется по следующим видам природных ресурсов:

— почвы и земельные ресурсы;

— биологические ресурсы (растительный и животный мир).

1.4. К основным факторам, влияющим на величину предотвращенного на территории субъектов Российской Федерации экологического ущерба, относятся следующие:

— масса загрязняющих веществ, не поступивших (предотвращенных, недопущенных к сбросу) в водные объекты в результате природоохранной деятельности;

— масса загрязняющих веществ, не поступивших (предотвращенных, недопущенных к выбросу) в атмосферный воздух в результате природоохранной деятельности;

— объемы использованных, обезвреженных отходов производства и потребления, не поступивших на размещение, а также снижение объемов размещенных отходов в результате их вовлечения в хозяйственную деятельность от объектов, контролируемых природоохранными органами;

— уменьшение площадей земель под несанкционированными свалками;

— уменьшение загрязненности земель химическими веществами;

— уменьшение площадей деградированных земель;

— сохранение (увеличение) численности отдельных видов животных и растений, численность которых желательно поддерживать (увеличивать); поддержание и увеличение биоразнообразия;

— создание и поддержание природных комплексов путем создания охраняемых и заповедных территорий, запрещения несанкционированных сплошных рубок, застройки или разработки месторождений на этих территориях; предупреждение пожаров и аварийных ситуаций;

— проведение биотехнических мероприятий, предотвращающих гибель животных или растений.

1.5. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба осуществляется по каждому направлению деятельности за отчетный период времени суммарно по видам природных сред на основе нормативных стоимостных показателей с учетом факторов, перечисленных в п.1.5.

1.6. Информация, необходимая для расчета величины предотвращенного экологического ущерба, может быть получена из проектных материалов по конкретным объектам, годовых отчетов территориальных природоохранных органов, госстатотчетности, материалов обследования эколого-ресурсных комплексов территорий (акваторий), летописи природы, аналитических материалов, данных гидрохимических лабораторий, аттестованных на право проведения соответствующих анализов, данных других специально уполномоченных органов (МПР, Рослесхоз России, Госкомзем России и др.).

1.7. Основными принципами при формировании величины предотвращенного экологического ущерба являются:

— учет региональных особенностей негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние различных природных ресурсов и объектов;

— учет факторов, влияющих на деятельность природоохранных органов по различным направлениям (экологический контроль, экспертиза, реализация экологических программ и выполнение международных обязательств и т.д.);

— простота и практическая возможность определения величины предотвращенного экологического ущерба;

— достоверность информации, используемой при определении величины предотвращенного экологического ущерба.

1.8. Величина показателя удельного экологического ущерба определена дифференцировано для каждого субъекта России по видам природных ресурсов (водные ресурсы, атмосферный воздух; земельные ресурсы, включая загрязнение и захламление отходами; лесные ресурсы; биоресурсы). Показатели удельного экологического ущерба корректируются с учетом коэффициента индексации платы, доводимого Госкомэкологией России до территориальных природоохранных органов.

1.9. Настоящая методика предназначена для использования территориальными природоохранными органами Госкомэкологии России при определении величины предотвращенного экологического ущерба в следующих случаях:

— разработке и согласовании программ и мероприятий, направленных на снижение (предотвращение) негативных последствий хозяйственной деятельности для окружающей природной среды и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов (атмосферный воздух, водные ресурсы, земельные ресурсы, биоресурсы);

— оценке результатов деятельности территориальных органов системы Госкомэкологии России;

— при нормировании численности и финансового обеспечения территориальных природоохранных органов системы Госкомэкологии России.

1.10. При разработке ежегодного и перспективного прогнозов социально-экономического развития субъектов Федерации учитываются результаты, полученные при расчете предотвращенного экологического ущерба по настоящей методике.

2.1. Под загрязнением окружающей среды в Методике понимаются антропогенно обусловленные поступления вещества и энергии в окружающую среду, приводящие к ухудшению ее состояния с точки зрения социально-экономических интересов общества [1].

2.2. Эколого-экономический ущерб окружающей природной среде означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф [1]. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве, а также ухудшения социально-гигиенических условий проживания для населения и качественных изменений (потерь) экономического потенциала страны.

2.3. Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения окружающей природной среды представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий, которые удалось избежать (предотвратить, не допустить) в результате природоохранной деятельности территориальных органов системы Госкомэкологии России, осуществления природоохранных мероприятий и программ, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих экологическое качество (состояние) окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов.

2.4. Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от выбросов загрязняющих веществ (материальные и финансовые потери и убытки, связанные с повышением заболеваемости населения, негативными последствиями загрязнения водных ресурсов и почв в результате атмосферных выпадений, снижением урожайности сельскохозяйственных культур, снижением биопродуктивности природных комплексов, преждевременным износом основных фондов и покрытий, влекущем дополнительные затраты на их ремонт, а также дополнительные затраты на очистку территорий, стирку одежды и т.д., с потерями от снижения рекреационного потенциала территорий и мест отдыха, другими потерями, связанными с негативными материальными, социальными и экологическими процессами), которые в рассматриваемый период времени удалось избежать (предотвратить, не допустить) в результате природоохранной деятельности, проведения комплекса атмосфероохранных мероприятий, реализации природоохранных программ.

2.5. Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения водных ресурсов представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий водным ресурсам (материальные и финансовые потери и убытки, в результате снижения биопродуктивности водных экосистем, ухудшения потребительских свойств воды как природного ресурса, дополнительных затрат на ликвидацию последствий загрязнения вод и восстановление их качества, а также выраженный в стоимостной форме вред здоровью населения), которые в рассматриваемый период времени удалось избежать (предотвратить, не допустить) в результате проведения комплекса организационно-экономических, контрольно-аналитических и технико-технологических мероприятий по охране водных ресурсов.

2.6. Предотвращенный экологический ущерб земельным ресурсам представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий, связанных с ухудшением и разрушением почвенного покрова под воздействием антропогенных (техногенных) факторов, (выражающихся в количественном и качественном ухудшении состава и свойств почвы, снижении природохозяйственной значимости сельхозугодий, деградации почв и земель, захламлении и загрязнении почв и земельных ресурсов отходами производства и потребления), которые удалось избежать (предотвратить, не допустить) в результате своевременного проведения тех или иных почвоохранных, природоохранных и других мероприятий, реализации природоохранных программ.

2.7. Предотвращенный экологический ущерб биоресурсам представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий растительному и животному миру, связанных с антропогенными нагрузками на окружающую природную среду, которые удалось избежать (предотвратить, не допустить) в результате проведения за рассматриваемый период времени соответствующих природоохранных мероприятий.

2.8. Приведенная масса загрязняющих веществ представляет собой условную величину, позволяющую в сопоставимом виде отразить вредность или эколого-экономическую опасность всей суммы разнообразных загрязнений, поступающих в атмосферный воздух или водную среду от одного или различных источников сброса (выброса) загрязняющих веществ (промышленные и коммунально-бытовые предприятия, передвижной транспорт, поверхностный сток с селитебных территорий, промплощадок, сельскохозяйственных угодий и др.).

III. Определение предотвращенного экологического ущерба по основным направлениям природоохранной деятельности территориальных природоохранных органов

3.1. Государственный экологический контроль

Предотвращенный экологический ущерб в результате осуществления государственного экологического контроля определяется по всем направлениям работ контролирующих подразделений территориальных природоохранных органов.

3.1.1. При проведении экологического контроля и проверки действующих предприятий, организаций, объектов предотвращенный экологический ущерб оценивается по массе загрязняющих веществ, не допущенных к попаданию в окружающую природную среду (улавливаемых на действующих очистных сооружениях, пылегазоочистных установках), а также объему использованных (переработанных, утилизированных), обезвреженных, переданных другим предприятиям (субъектам РФ, государствам) отходов за отчетный период времени.

Оценка этой составляющей предотвращенного экологического ущерба осуществляется по формуле:

где — предотвращенный (не состоявшийся) экологический ущерб окружающей природной среде в результате осуществления природоохранными органами деятельности по экологическому контролю за отчетный период времени, тыс. руб.;

=1-4 — вид рассматриваемого природного ресурса.

3.1.1.1. Предотвращенный экологический ущерб в результате недопущения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты рассчитывается по всем водоохранным мероприятиям (либо объектам, осуществляющим природоохранные мероприятия), контролируемым природоохранными органами по формуле (9). Перечень возможных водоохранных мероприятий приводится в «Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству», раздел 3, пункт 19.4.

3.1.1.2. Предотвращенный экологический ущерб от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух рассчитывается для стационарных и передвижных источников выбросов.

Предотвращенный экологический ущерб в результате недопущения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (за счет их улавливания пылегазоочистными установками) рассчитывается по формуле (12).

Предотвращенный экологический ущерб в результате проведения контроля автотранспортных предприятий или транспортных цехов предприятий на токсичность и дымность, а также операции «чистый воздух» рассчитывается по объему снижения приведенной массы загрязнений, содержащихся в выхлопных газах, с учетом количества единиц и типа автотранспортных средств, указанных в предписании либо зарегистрированных в ходе проверки, по формуле (15).

3.1.1.3. Предотвращенный экологический ущерб почвам и земельным ресурсам в результате осуществления природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение деградации (либо уменьшение площадей деградированных земель за счет их рекультивации) по предписаниям, представлениям, требованиям природоохранных органов, рассчитывается по формуле (16).

3.1.1.4. Предотвращенный экологический ущерб почвам и земельным ресурсам в результате снижения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду, образовавшихся на -ом контролируемом объекте, за счет их использования, обезвреживания либо передачи другим предприятиям (субъектам РФ, государствам) для последующего использования либо обезвреживания определяется по формуле (27), в которой учитывается объем отходов -го класса опасности ( ), образовавшихся в результате производственной деятельности -го объекта, использованных, обезвреженных либо переданных другим предприятиям (субъектам РФ, государствам) для последующего использования или обезвреживания, за отчетный период времени. Информация может быть взята из формы 2ТП-токсичные отходы либо по результатам контрольных проверок.

3.1.2. В случае снижения объемов сверхлимитного размещения (временного хранения) отходов на территориях (хранилищах, накопителях, складах), принадлежащих предприятиям, а также сокращения объемов размещения отходов в местах организованного размещения отходов по предписаниям, представлениям, требованиям контролирующих подразделений природоохранных органов, предотвращенный экологический ущерб рассчитывается по формуле (28).

3.1.3. В случае предотвращения размещения отходов на несанкционированной свалке либо ликвидации образованных ранее несанкционированных свалок по требованиям, предписаниям, представлениям контролирующих подразделений природоохранных органов величина предотвращенного экологического ущерба рассчитывается по формуле (18).

3.1.4. В случае проведения мероприятий, направленных на предупреждение аварийных ситуаций, по требованиям, предписаниям, представлениям природоохранных органов предотвращенный экологический ущерб рассчитывается как возможный по всем природным ресурсам, которые могли бы пострадать в результате аварии, если бы такие мероприятия не были выполнены. Величина ущерба рассчитывается по формулам (9), (12), (17), (22).

При этом масса возможных выбросов, сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водные объекты, а также площади загрязненных земель определяются по нормативно-методическим документам или методом экспертных оценок.

3.1.5. При приостановке либо прекращении деятельности предприятий, объектов, агрегатов и т.п. в отчетном году непосредственно по требованиям, предписаниям, представлениям органов госэкоконтроля, в т.ч. объектов, осуществляющих деятельность без положительного заключения ГЭЭ, оценка величины предотвращенного экологического ущерба производится по фактическим объемам годовых негативных нагрузок, имевших место в предыдущем к отчетному году. Величина предотвращенного ущерба определяется по формулам (9), (12), (21), (22), (27) по всем приостановленным (с учетом срока приостановки) либо закрытым предприятиям, объектам, агрегатам). В данном случае в указанных формулах , , рассчитываются по массе имевших место выбросов, сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные источники и объему отходов, размещаемых в местах организованного складирования для -го конкретного предприятия.

3.1.6. В случае прекращения финансирования в отчетном году деятельности предприятий, объектов кредитно-финансовыми учреждениями по предписаниям госэкоконтроля, повлекшего за собой снижение объемов производства этих предприятий, объектов, что привело к снижению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов, оценка величины предотвращенного экологического ущерба производится по формулам (9), (12), (21), (22), (27) с учетом изменившейся антропогенной нагрузки ( , ) и периода снижения объемов производства

3.2. Государственная экологическая экспертиза

Величина предотвращенного экологического ущерба в результате проведения государственной экологической экспертизы определяется по всем объектам, экспертируемым в отчетном году подразделениями государственной экологической экспертизы уровня субъектов РФ, перечисленных в статье 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

3.2.1. При выдаче отрицательного заключения экспертами ГЭЭ на рассматриваемые объекты экспертизы величина предотвращенного экологического ущерба определяется следующим образом: