Под влиянием ливневых и талых вод, бурно размывающих рыхлые почвы, на склонах холмов и возвышенностей образуются крутостенные глубокие рытвины — овраги — смывающие верхние, наиболее плодородные горизонты почв. Развивающийся овраг имеет крутые, часто вертикальные, склоны, которые у дна сходятся под острым углом (рис. 21). Растут овраги за счет продвижения своей вершины в направлении водораздела, а также донного и бокового размыва. От главного оврага отходят ответвления, называемые отвертками, образуя сложную систему больших и малых оврагов и эрозионных рытвин. От сильных ливней и весенних талых вод вершины оврагов и отвершков врезаются в глубь равнины, разъедая ее и тем ухудшая условия ее хозяйственного использования.
Размеры оврагов различны в зависимости от высоты местности и характера пород, которыми она сложена. Обычно глубина их 20–40 м, иногда 80 м, ширина от одного до десятков и даже сотен метров, длина отдельных крупных оврагов измеряется километрами.
Известны случаи, когда за год овраги вырастали на 40–50 м и даже на 100–150 м. В некоторых случаях овраги растут очень быстро. На Средне-Русской возвышенности зарегистрирован рост оврага на 490 м за три года при глубине 9,4 м, там же отмечено после сильного ливня образование промоины 17 м длиной и 35 м шириной. В среднем же вершины большинства оврагов продвигаются на 1–3 м в год. При определенных условиях рост оврага прекращается. Склоны его становятся пологими, зарастают, дно выравнивается, и овраг превращается в балку. Нередко склоны и дно балок покрывают лес и кустарники. Овражно-балочный рельеф особенно распространен в степной и лесостепной зонах. Оврагами изъедены склоны возвышенностей и холмов, речные террасы и склоны на Волыно-Подольской, Средне-Русской, Ставропольской, Приволжской возвышенностях, в Предуралье и предгорьях Алтая, на Среднем Западе США и в Канаде. Здесь овраги местами занимают до 30 % площади всей территории, образуя овражный рельеф.
В некоторых районах Земли оврагов так много, и они так близко расположены друг к другу, что образуется труднопроходимое смещение резких и узких гребней и разделяющих их глубоких врезов и небольших ущелий. Таков, например, рельеф в районе Центрального Мангышлака, в Северо-Западной Туркмении. Его называют «бедлендом», или «дурными землями».
По подсчетам ученых, за столетие — с 1875 по 1975 г. — оврагами и ветровой эрозией на Земле была уничтожена почва на площади около 2 млрд га. Это площадь, равная 15 % всей суши, или 27 % сельскохозяйственных угодий нашей планеты; площадь, равная почти всей территории бывшего СССР.
Процесс разрушения гор происходит так быстро, что если бы земная кора в тех местах, где расположены горы, не поднималась, то в течение нескольких миллионов лет горы оказались бы разрушенными до основания. Но этого не происходит, так как под действием внутренних сил Земли горы продолжают расти.
Какие же силы разрушают горы? Давайте посмотрим, как это происходит в условиях сухого и жаркого климата пустынь. День. Жаркие солнечные лучи так накаляют скалы, склоны гор, лишенные растительности, что температура их достигает 50 °C и выше, причем в тени в это же время бывает не просто прохладно, а даже холодно. Ночью температура воздуха падает, и очень резко. Такого перепада температур дня и ночи, в тени и на солнце горные породы не выдерживают. Они трескаются, превращаясь со временем в груды обломков. Под действием силы тяжести обломки скатываются вниз, в ущелья. Ущелья гор в пустынях сухие. Лишь кое-где текут в них тонкие струйки прозрачных ручейков, которые питаются родниками. Но как порой преображаются эти ущелья!
Скудность почв клятый зной
Борис Васильевич Изюмский
Писатель Борис Васильевич Изюмский – человек очень нелегкой, но интересной и счастливой судьбы. Счастье писателя – его книги. То, что написано Б. В. Изюмским для детей и взрослых, легко и навсегда нашло дорогу к сердцам и душам читателей. Книги его обладают одним неоспоримым достоинством – они интересны. А интересны потому, что написаны человеком талантливым, широко образованным, точно и глубоко знавшим то, о чем он пишет.
Круг его интересов обширен. Борис Васильевич писал проникновенные стихи. Правда, в отличие от многих торопливых поэтов, печатал их очень редко. Широкому кругу читателей Б. В. Изюмский известен как прозаик, автор многочисленных романов, повестей и рассказов. Он одинаково хорошо, профессионально владел и темой современности, и темой русского прошлого, которое знал глубоко, будучи по образованию историком.
Читайте также: Какую почву называют плодородной сообщение 4 класс
Борис Васильевич Изюмский родился 6 марта 1915 года на Волге, в городе Царицыне. Сейчас это Волгоград, известный всем по знаменитой Сталинградской битве, одним из участников которой был и он сам. Умер он 6 сентября 1984 года, тяжело проболев последний год жизни. До последнего часа писатель жил с достоинством волевого человека, работая над исторической повестью о декабристе Николае Бестужеве. Книга эта обещала быть значительной и интересной, о чем позволяют судить написанные страницы.
Детские и юношеские годы писателя прошли в городе Таганроге, где всегда были сильны культурные и литературные традиции, оставленные в наследство родному городу великим таганрожцем Антоном Павловичем Чеховым. Память о А. П. Чехове, стойко живущая на его родине, повлияла и на выбор жизненной дороги советского писателя Б. В. Изюмского.
…Писателем надо родиться. Но это не значит, что каждый человек, родившийся с задатками литературного таланта, становится писателем. Чтобы одаренный от природы человек мог войти в литературу, необходим огромный жизненный опыт, культура души, неиссякаемое трудолюбие, всеохватывающая преданность своему призванию. Очень нелегко даже талантливому человеку стать настоящим писателем!
Природного дарования Борису Васильевичу было не занимать. Он рано начал зарабатывать на хлеб себе и больной матери. После школы работал грузчиком и токарем на одном из заводов индустриального Таганрога. На заводе стал активным комсомольцем.
Всю жизнь Борис Васильевич много читает, становится всесторонне образованным человеком, успешно заканчивает Ростовский педагогический институт. Получив высшее образование, преподает историю в ростовских школах. Опыт школьного учителя плодотворно скажется впоследствии на его литературной работе. Многие его произведения посвящены школе, учителям.
Но началась война. Школу пришлось оставить. Изюмский Б. В. добровольцем уходит на фронт. Война – это тяжелая, опасная и изнурительная работа, и Борис Васильевич на себе испытал все ее тяготы. В боевых расчетах артиллеристов защищал он родной Сталинград. К исходу войны Изюмский – командир стрелковой роты. Уже в конце 1943 года в бою за Мелитополь он получает третье тяжелое ранение разрывной пулей фашистского снайпера. Ранение не позволило ему вернуться на фронт, но связи с Советской Армией он не теряет. В 1944 году в Новочеркасске создается суворовское военное училище. Педагог, боевыми маршами прошагавший дорогами войны, прикомандировывается к этому училищу, где преподает для будущих армейских командиров историю, психологию и логику.
Семь лет в Новочеркасском суворовском училище стали для писателя важной жизненной школой, давшей ему богатый материал и опыт для литературной работы.
Первый сборник рассказов Б. В. Изюмского «Раннее утро» вышел в 1946 году в Ростове-на-Дону, но подлинным началом его многолетних писательских трудов надо считать книгу «Алые погоны». Именно эта повесть, рассказывающая о жизни ребят в суворовском военном училище, принесла ему как писателю широкую известность.
Более сорока лет назад «Алые погоны» впервые увидели свет в журнале «Новый мир». С того времени книга много раз издавалась в Москве и за рубежом. Сделанные по ней кино– и телевизионные фильмы пользовались неизменным успехом у зрителей, и это вполне понятно. Тонко и проникновенно удалось писателю раскрыть психологию детей в условиях особой, военной школы. Каким многообразием детских характеров населена эта книга! «Алые погоны» нисколько не устарели и в наши дни. Столкновение в книге двух систем воспитания – по-солдатски командной и терпеливо-гуманной, щадящей легко ранимую детскую душу, – делает «Алые погоны» современным произведением, помогающим осмыслить и двигать вперед трудное дело школьной реформы. В книге «Подполковник Ковалев» писатель прослеживает дальнейшую военную судьбу своих воспитанников, живо и увлекательно изображает жизнь и быт современной Советской Армии.
Сорок лет литературной работы Б. В. Изюмского пришлись на очень трудное время в нашей общественной жизни. Нелегко было и Борису Васильевичу пробиваться в своих книгах к подлинной правде жизни. Но он пробивался, ему многое удавалось. И здесь сказались предельная честность, всестороннее изучение жизни, кропотливое собирание материала. Когда Борис Васильевич задумал написать свой роман «Море для смелых», он на несколько лет поселился в Волгодонске, на берегу Цимлянского моря, работал в этом городе рядом со своими героями, узнавал их жизнь не из творческой командировки. В Волгодонске глубоко уважали его труд. И вполне закономерно, что Борис Васильевич стал впоследствии почетным гражданином города Волгодонска.
Читайте также: Лучшая почва для табака
Роману «Плевенские редуты» предшествовали длительные и вдумчивые путешествия по Болгарии. Города и селения этой страны, ее своеобразная природа, памятники архитектуры, реликвии освободительной войны, а главное – простые люди Болгарии знакомы писателю не понаслышке. Он сам все это видел и познал в живом общении со страной. И поэтому всем своим строем «Плевенские редуты» так точны и достоверны. Роман получил высокую оценку читателя, и автор его был удостоен болгарского ордена Кирилла и Мефодия.
Одну из последних своих работ «Небо остается» Борис Васильевич написал как непосредственный участник войны. Многое, о чем он пишет в романе, им лично пережито и прочувствовано.
Настойчивое постижение подлинной правды жизни, точность увиденных деталей, реальность жизненных обстоятельств в накопленном материале позволяли Б. В. Изюмскому не поступиться правдой в своих книгах.
Закономерно было и обращение писателя к темам русской истории. Профессиональный историк, знаток подлинных документов, он знал язык своих исторических персонажей. И снова путешествия по местам событий. В Киеве, Новгороде, Тамани он внимательно изучает сохранившуюся старину, вживается в то время, о котором намерен писать.
Исторические повести В. В. Изюмского всегда интересны. Он отлично владеет искусством построения остросюжетных повествований. С первых страниц книги вы сами почувствуете эту грань таланта писателя.
Книга, которую вы держите в руках, достаточно полно познакомит с историческими сочинениями Б. В. Изюмского. Открывает ее повесть «Бегство в Соколиный бор», рассказывающая о Киеве времен Ярослава Мудрого, о первых школах на Руси, о несправедливости власть имущих, о том, как создавались законы «Русской правды», о талантливости, бесстрашии простых русских людей, их борьбе за счастье.
Две другие повести, «Соляной шлях» и «Град за лукоморьем», связаны судьбой одного героя – Евсея Бовкуна. Вместе с ним, вслед за чумацким обозом, читатель пройдет в Крым за солью нетронутой плугом девственной степью, станет свидетелем жестоких схваток половцев с русскими людьми… Увлекательное это будет путешествие!
С большим искусством, достоверно и в полном соответствии с исторической правдой автор вплетает в судьбу независимого и гордого Евсея Бовкуна возникновение первых русских поселений, в диком, но вольном тогда Подонье. Сюда от гнета князей и знатных богатеев уходит со всех концов Руси вольнолюбивая голытьба. Сюда устремился и смерд Евсей, ища спасения от кабалы боярина-живодера Путяты. Но жизнь вдали от родного Киева и вблизи от кочевий половецких племен полна трудностей и опасностей. И Евсей вынужден вновь искать спасения, теперь уже на самом краю русской земли – в городе Тмутаракани у берегов Черного моря.
Русский язык: подготовка к ЕГЭ: ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Русский язык: подготовка к ЕГЭ: ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Просмотр содержимого документа
«ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ»
Александров В.Н., Александрова О.И.
Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся / В.Н. Александров, О.И. Александрова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.-320 с.
1 слово — 1 лексическое значение
1 слово — несколько похожих значений
2 слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению
противоположные по смыслу слова
близкие по звучанию слова
устойчивые сочетания слов
мать, любовь, дом школа, пари, кофе
Диалектная (в определённой местности)
Специальная (термины и профессионализмы)
Жаргонная (в определённых социальных группах)
окказионализмы (индивидуально-авторские образования) — слова, образованные применительно к данному случаю, контексту
историзмы : нет синонимов в современном языке;
архаизмы: есть синонимы в современном языке
утреет, листолёт, радугоглазый
По принадлежности к функциональному стилю
По эмоционально стилистической окраске
а) троллейбус — толстый мужчина в очках; водолей — лектор, докладчик
д) веселиться — печалиться; фронт — тыл
ж) брак по расчёту — допустить брак в работе
з) красный — багряный; помогать — способствовать
к) житейский — жизненный; эффектный — эффективный
Чем отличаются омонимы от многозначного слова?
Что такое синонимы и антонимы? Приведите примеры.
На какие группы делятся слова по сфере употребления? Приведите примеры.
Как классифицируется лексика по эмоциональной и стилистической окрашенности?
Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
3. Сгруппируйте парами синонимы.
1) Судьба; 2) заря; 3) застой; 4) клятва; 5) отрывочный; 6) подробный; 7) покорный; 8) рай; 9) создавать; 10) пунктуальный; 11) молчать; 12) паломник; 13) полумера; 14) предсказание; 15) сказать; 16) безвременье; 17) неполный; 18) рок; 19) пророчество; 20) творить; 21) обстоятельный; 22) безмолвствовать; 23) паллиатив; 24) пилигрим; 25) эдем; 26) точный; 27) ляпнуть; 28) рассвет; 29) послушный; 30) обет.
Читайте также: При вспашке дерново подзолистых почв
Укажите эмоционально-окрашенные слова.
4. Заполните пропуск. Подберите слово, обозначающее то же, что и слова, стоящие слева и справа.
Скамья, _____________________ , магазин.
Карточная игра, _____________________, стержень с резьбой.
Химический элемент, _____________________, лес.
Супружество, _____________________, изъян.
Металл, _____________________, кожа.
Родник, _____________________, отмычка.
Залив, _____________________, часть лица.
Молодая ветка, _____________________, самовольный уход.
Рыба, _____________________, наклонная поверхность.
Собака, _____________________, прейскурант.
Должность, _____________________, воздержание от пищи.
а) Ключ; б) такса; в) пост; г) винт; д) скат; е) губа; ж) брак; з) бор; и) лавка; к) побег, л) хром.
Как называются такие слова?
5. Сгруппируйте парами антонимы.
1) Удача; 2) храбрость; 3) варварство; 4) лень; 5) счастье; 6) преходящий; 7) родина; 8) зацветать; 9) похвала; 10) поздний; 11) постоянный; 12) огромный; 13) трудолюбие; 14) цивилизация; 15) трусость; 16) горе; 17) чужбина; 18) неудача; 19) порицание; 20) ранний; 21) маленький; 22) увядать.
6. Выберите из скобок нужное слово. Как называются такие слова?
Но все сложные и ответственные решения царь принимал только после консультации со своим ( советником, советчиком ) Биргером.
После окончания техникума Александр два года работал на Источник
- Свежие записи
- Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
- Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
- Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
- Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
- Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Мой участок © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер