Слои почвы для второго класса

Из чего состоит почва: слои почвы в разрезе с названиями и описаниями

Почвенно-растительный слой – это образование, сформированное вследствие взаимодействия органических и неорганических элементов природы. Мертвые частицы называют неорганическими, живые – органическими. Почву относят к природным телам, покрывающим земную поверхность. Ее основное свойство – плодородность. Оно отличает почвы от горной породы.

В состав почвенного слоя входит гумус, который также называют перегноем. Именно перегной обеспечивает плодородие земли, которое является одним из основных богатств природы. Почвенный слой на поверхности суши земли образован несколькими слоями, на его формирование уходит много времени. За сотню лет происходит увеличение мощности слоя максимум на два сантиметра.

Из чего состоит почва, слои почвы в разрезе

Почва имеет многослойную структуру. Рассмотрим основные четыре слоя:

  1. Поверхностный почвенный слой называют пахотным. Он является максимально ценным, содержит питательное вещество, отличается плодородностью. Наличие органических веществ объясняется тем, что в пахотном слое отмирают микроорганизмы и растения. Вещества имеют свойство накапливаться, чтобы стимулировать дальнейшее образование почвы.
  2. Подзолистая прослойка находится под поверхностным слоем. Для нее характерен белесый цвет, отсутствие плодородности. В основе формирования – материнская порода. Обилие кислотных выделений растительного характера и чрезмерные атмосферные осадки промывают материнскую породу, формируя подзолистый уровень. Теория указывает на негативное влияние этого уровня на растительность. Он считается опасным для корневой системы.
  3. Иллювиальная прослойка отличается плотностью. Формируется за счет поступления с влагой определенных элементов, содержащихся в поверхностных уровнях. Это глинистый горизонт, богатый алюминием, окисленными частицами железа. Он ядовитый для корней любого растения.
  4. Материнские породы лежат в основе образования всех верхних прослоек. Их химический состав заранее определяет степень плодородия почвы. Пахотный слой не может быть более питательным, чем материнский уровень.

Из каких веществ состоит почва, что не входит в состав почвы

Почва, которая используется в сельском хозяйстве для выращивания культур, не является полностью твердой. Количество твердых частиц пропорционально количеству пор, содержащих воду и воздух. Наиболее значимыми для плодородия почв твердыми веществами являются глины и соединения живых организмов. Плодородная земля содержит поры и твердые вещества в равных долях. Органические соединения пахотного слоя почвы включают множество различных бактерий, мелких животных и растительных корней.

К неорганическим составляющим следует отнести:

  • Песчаный и глинистый состав. Все почвы основываются на песке и глине;
  • Частицы воздуха. Они обеспечивают дыхание корневой системе и животным, проживающим в земле;
  • Воду с элементами минеральных солей. Растения через корни всасывают воду и соли, напитываются, получают силы для роста;
  • Гумус или перегной. Содержание минеральной соли в почвах крайне низкое, каждое растение постоянное использует соли. Для пополнения запасов этого элемента животные и растительные остатки образуют перегной. Происходит их постепенный процесс трансформации в минеральную соль;
  • Гранит не входит в состав почвы.

Слои почвы по порядку, от чего зависит цвет почвы

Цвет почвенного слоя напрямую зависит от содержания гумуса. Если в земле перегной находится в небольшом количестве, то она имеет светлый оттенок. Чем больше перегноя будет в составе почв, тем темнее они будут.

Количество гумуса также сказывается на плодородии. Самой плодородной почвой считается чернозем. Он получил свое название ввиду максимально темного, практически черного цвета. Это говорит о большом количестве перегноя.

Порядок слоев почвы всегда одинаковый, но только в верхнем, пахотном уровне происходит выращивание культур. Повышают плодородность почв с помощью рыхления и измельчения. Эти задачи выполняют почвенные жители. К ним можно отнести кротов, червей, мышей, медведок.

«Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок по окружающему миру в начальной школе «Что такое почва».Урок знакомит детей с новым материалом — «почва»; даёт представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; помогает учащимся выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы помогает ученикам установить состав почвы; знакомит детей с природными процессами образования почв. Урок расширяет знания детей о почве и приводит их в систему, развивает умения делать выводы, обобщения. Урок раскрывает роль почвы в жизни растений; помогает доказать учащимся необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.

Читайте также: Что можно добавить в почву для рыхлости

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» Ленинского района г. Саратова

Урок по теме «Что такое почва»

учитель начальных классов

Тема урока: Что такое почва.

1.Познакомить детей с новым материалом — «почва»; дать представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы установить состав почвы; познакомить детей с природными процессами образования почв.

2.Расширить знания детей о почве и привести их в систему; развивать умения делать выводы, обобщения.

3.Раскрыть роль почвы в жизни растений; доказать необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.

Учитель читает стихотворение Сергея Викулова «Монолог Природы».

Я — Природа. Я — великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье надарить-

гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

восхода и захода, иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, моё ученье

не прими за дань: я не раба.

Не забудь, ты сам — моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба.

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире — что ни год — твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Даже волка — вдруг да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш)-

С помощью сложнейших вычислений

и машин новейших — не создашь.

Катимся — ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, чем великий мастер-Природа одарила всё человечество. Природа, мир, тайник Вселенной. Сегодня мы совершим наше путешествие в этот мир, чтобы раскрыть еще один тайник. (На столе учителя стоит сундучок, в котором лежит «святая» земля). Раскрыть этот сундучок мы сможем, если будем правильно отвечать на вопросы и соберём как можно больше даров Великому мастеру-Природе! (Учитель даёт детям за правильные ответы карточки, на которых нарисованы овощи, фрукты, одежда, растения…)

3.Организация восприятия и осмысления новой информации.

-Почему нашу планету мы считаем красивой?

(Дети рассматривают слайды с красивыми пейзажами.)

-Что помогает ей быть такой красивой?

-Почва-это верхний плодородный слой земли. Плодородие-главное свойство почвы. Это главное свойство почвы заложено в определяющее понятие — что же такое почва? Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).

-Из каких слов оно состоит?

-Плодо — родный. Плоды, родить (рождать).

-Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать). Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?

-Рассмотрите почву. Вы хотите узнать, из чего она состоит? Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.

-Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?

-Из почвы выходят пузырьки воздуха.

-Какой вывод можно сделать?

-Возьмём промокательную бумагу и насыплем на неё немного почвы. Прижмём её плотно к бумаге. Стряхнём почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?

-На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

-Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

-Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

-Это сгорает перегной – гумус — перегнившие остатки растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем почва плодороднее. Самая плодородная почва – чернозёмы. Слой чернозёмов может достигать двух метров — рост человека меньше. Во время Великой Отечественной войны фашисты вывозили наш чернозём в Германию, потому что у них почва хуже.

Читайте также:

-Возьмём стакан с водой и почвой. Что вы видите? Сделайте вывод.

-На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.

-Что это за осадок? Давайте рассмотрим внимательно?

-В почве есть песок и глина.

-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Перегной как бы склад, откуда в почву постоянно поступают соли.

4.Первичная проверка понимания.

-Давайте составим схему «Состав почвы»

Дети в классе занимаются хоровым пением. Ребята исполняют песню «Песенка защитников природа».

6.Решение проблемной задачи.

Три ученика выходят к доске и рассказывают сказку.

«Давным-давно, когда на земле не было людей, недалеко от моря жила Гора.

Долгое время она жила спокойно, никто не нарушал её покой. Её ласково согревало Солнышко, обнимал Ветер и обмывал Дождик. Но вот пришла Осень. Днем Гору ещё согревало Солнышко, а ночью прилетал злой холодный Ветер и приносил с собой Дожди, леденящие Гору. А дальше — Зима с морозами и метелями. И снова Весна – с весёлыми ручейками, ласковым Солнышком, но холодными ночами. А, как не нравились Горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём было так приятно греться на Солнышке. Всё это не прошло даром, у Горы появились морщины-трещины. Она очень сокрушалась и плакала, а трещины становились всё глубже.

Ветер часто проносил кучи песка над Горой. Многие песчинки прятались от Ветра в морщинках Горы. Однажды там спряталось и Зёрнышко травы. Вскоре Дождик полил его, и выросла травка. Осенью она пожелтела, а потом и совсем упала. Под снегом высеялись новые Зёрна, а стебель перегнил. Так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов, лишайников образовалась Земля. Она всё больше укреплялась, выращивала больше травы, цветов, ведь была молодая и сильная. А Гора, старая и добрая, уступала ей место. Вскоре на Земле выросли и молодые сосенки. От Горы не осталось ничего, кроме маленьких камешков на щедрой почве, среди густых трав и молодых сосен».

-Что интересного вы узнали из этой сказки? Сколько лет потребовалось для образования почвы? Какая проблема стоит перед всем человечеством?

-Почва образуется очень медленно. Тысячи лет. Её защита — одна из главных задач человечества.

-О чём говорят подсчёты учёных? (Дети выступают с сообщениями)

а) По подсчётам учёных, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5см.

б) Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на этом участке долгие годы не растут растения.

в) Несколько граммов вредных веществ, попав в почву, вызывают уничтожение растений в радиусе 5 м.

г) Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

д) Там, где не ведут борьбу с оврагами, длина оврага после дождя может увеличиться на 15 – 20 см.

е) Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3 тыс. 225 лет, а там, где нет растений – за 15 лет.

-Какой вывод можно сделать из этих сообщений? Как мы можем помочь в решении этой проблемы?

7.Обобщение изучаемого на уроке.

Читайте также: Растительность характерная для дерново подзолистых почв

-Теперь мы можем открыть наш тайник. (Учитель открывает сундучок и достаёт оттуда «святую» землю и карточку, на которой написано «Почва – мать и дочь жизни».)

-Она даёт растениям всё необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди, значит почва – наша кормилица.

-А почему почва – дочь жизни?

-Почва своим рождением обязана живым существам. Остатки отмерших растений и животных создают перегной – а значит и почву.

-Почва рождается жизнью и порождает жизнь. С давних времён люди поклонялись земле и считали её «святой». Они приписывали ей невидимую силу и способность исцелять от разных болезней. Эта земля привезена из монастыря «Серафима Саровского». Если приложить эту землю к больному месту – человек выздоравливает.

-А теперь давайте выставим на наборное полотно все карточки, которые вы заработали на уроке. (Дети выставляют карточки с изображением растений, овощей, одежды и т. д.)

8.Контроль за результатами учебной деятельности.

-А теперь каждый из вас сам оценит свою деятельность на уроке. Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

-Какое слово получилось? (отлично)

-На следующем уроке мы продолжим наш разговор о почве.

1. Придумать и нарисовать знак «Охраняй почву».

2. В рабочей тетради нарисовать плакат «Защитим землю – матушку».

10.Подведение итогов урока.

  1. Выбери правильное определение почвы

я) верхний слой земли, где есть песок и глина

е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода

о) верхний плодородный слой земли

2.Какая главная часть почвы?

3. Что образуется из перегноя под действием микробов?

4. Что используют растения для питания?

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

6. Выбери правильный ответ. Почву можно отнести:

н) к живой и неживой природе одновременно

а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или её часть

о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет своё плодородие

я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности

Строение почвы. Клуб почемучек

Тем более, что все необходимое у нас уже было приготовлено для урока про лужи.
На улице для опытов мы собрали образцы разных почв каждую в свой кулечек: мелкие камешки (у нас это был мелкий гравий), песок, глинистую землю (там где мы живем, вся земля имеет красноватый оттенок и после дождя очень скользкая и липкая — по этим признакам легко понять, что в ней очень большое количество глины), а хорошую черную землю я взяла из ненужного цветочного горшка дома. Еще на улице я сковырнула самый верхний слой почвы — с травинками, опавшими листьями и веточками.

Верхний слой почвы (1) — самый темный. Он состоит из отмерших остатков растений и животных. Это самый плодородный слой. Называется он перегнойным или гумусом. Образуется он очень медленно — 1 см за 300 лет!
Дожди смывают этот гумус в глубину, в более бледный по окраске слой (2) — слой вымывания. Там перегной смешивается с песком и глиной. Еще ниже совсем бледный слой (3), в котором практически нет перегноя, а много минеральных частиц, образующихся из за разрушения горной породы — горизонт вмывания или подпочва. А еще ниже находится материнская порода (4).

Теперь мы сделаем свою модель строения почвы прямо в стакане!
Катя стала насыпать нужные материалы слоями: в самый низ — гравий, изображающий материнскую породу. Потом перемешанный с землей песок — подпочву. Потом глинистую землю — слой вымывания. Потом хорошую землю для растений — гумус. А сверху мы положили кусочек дерна, принесенный с улицы — со всеми листиками и травинками.
Получился слоистый коктейль 🙂

  • Свежие записи
    • Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
    • Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
    • Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
    • Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
    • Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться