В кататимно-имагинативной терапии (символдраме) мотив Цветка используется в основном как диагностический. Однако, созерцание воображаемого цветка несет массу проекций, связанных как с постуральным тонусом на данный момент, так и с очень обширным контекстом, включающим как индивидуальные, так и коллективные содержания. Мотив Цветка выполняется, как правило, «наивным» клиентом, и большой интерес представляет то, как клиент во время визуализации остается в рамках практически только индивидуальных содержаний. Вероятно, обширные проекции, связанные именно с телесными ощущениями, позволяют такому клиенту удерживаться в рамках только индивидуальных содержаний.
В мотиве «Цветок» строение растения максимально обобщенно повторяет схему тела переживающего визуализацию. Исследовать состояние сразу всего мышечного аппарата и даже всей аксиальной (связанной с позвоночником, осью тела) мускулатуры технически невозможно. Поэтому важным было выбрать, какой отдел следует изучать в первую очередь. Согласно представлениям телесно-ориентированных терапевтов, самым первым образуется так называемый «шейный блок» — он формируется еще в родах, а при успехе психотерапии начинает проявлять себя и перестраиваться первым [7 С. 4 — 6 ]. Шея наиболее тесно связана с позно-тоническими рефлексами, и потому исследование было начато именно с нее.
Активное воображение, лежащее в основании метода символдрамы — это не переживание «сновидений наяву», а более сложный процесс: клиент во время визуализации сохраняет связь с психологом, рассказывает о своих переживаниях, а психолог задает ему уточняющие вопросы и мягко направляет. Мышление и воображение нейрофизиологически тесно связаны с моторикой, и потому логично было бы исследовать именно состояние мышц во время визуализации. Контроль произвольных движений, особенно во время их формирования, опосредован речью [8, С. 184 — 201], а в активном воображении задействованы два потока контроля — образный, созерцаемый, и речевой — обратная связь (раппорт) клиента и его психолога.
Для того, чтобы наметить пути к решению этой проблемы, было проведено экспериментальное исследование электромиографической активности (ЭМГ) мышц шеи во время визуализации «Цветок». Это были студенты-магистранты, преподаватели и служащие Удмуртского государственного университета, мужчины и женщины в возрасте от 19 до 62 лет, всего 31 человек. В выборке преобладали биологи, но встречались также и психологи (четыре женщины).
Критерии включения: отсутствие жалоб; легкие мозжечковые симптомы; болевые и мышечно-тонические синдромы шейного, грудного, поясничного отдела позвоночника; головная боль напряжения; мигрень; паркинсонизм I стадии.
Критерии исключения: любая острая боль на момент исследования; пара- и гемипарезы; грубый тремор любой этиологии; грубая атаксия.
Эксперимент проводился следующим образом. Испытуемый сидел на стуле в удобной для него позе. Активные поверхностные электроды накладывались на грудинно-ключично-сосцевидные мышцы под сосцевидным отростком, индифферентный электрод — на запястье правой руки. ЭМГ фиксировалась во время визуализации «Цветок» после выполнения функциональных проб на расслабление и напряжение. Эпоха анализа составляла 300 секунд для каждой фазы визуализации.
Испытуемый сидит в удобной позе с наложенными электродами и закрывает глаза. Его инструктируют, что он должен поддерживать речевой контакт с экспериментатором, отвечать на его вопросы и рассказывать о том, что происходит в его воображении.
Активная визуализация мотива «Цветок» состоит из трех фаз.
Первая фаза — введение в визуализацию. Сначала испытуемого просят обращать внимание только на дыхание — как ощущается воздух на вдохе и на выдохе, до какого уровня он доходит (носа, горла, груди, живота), достаточно ли такой глубины. Далее испытуемый постепенно обращает внимание на свою позу — удобно ли ему; как опираются стопы на пол, а седалище и спина — на стул; есть ли области напряжения, дискомфорта или боли. Если есть, просят его представить, что дышит он не через нос или рот, а через это неприятное ему место. Испытуемый может представить цвет, консистенцию, размер своего дискомфорта. При развитом воображении уже в этот момент дискомфорт представляется в виде символического образа, с которым можно даже вести диалог. После того, как в результате «дыхания через больное место» ощущения испытуемого изменятся, его просят обратить внимание на фон перед глазами: его цвет, объемность, движения в нем. Важно, какие чувства испытывает человек во время введения в визуализацию и какие мысли его при этом посещают. Когда новизна переживаний немного поблекнет, просим испытуемого представить себе цветок по методу Х. Лейнера [6, С. 119 — 124].
Цветок — это вторая фаза визуализации. Инструкция к ней является максимально обобщенной — испытуемого просят представить себе цветок и рассказать о нем. Как правило, он начинает с венчика и описывает лепестки и сердцевину, после чего наступает небольшая заминка. В этот момент экспериментатор (или психолог, если речь идет о консультации) предлагает обратить внимание на цветоложе, место соединения цветка со стеблем. Поскольку темой исследования было функциональное состояние мышц шеи, так называемый «шейный мышечный блок», логично было предположить, что именно в визуализации цветоложа или цветоножки будет отмечено больше всего нарушений: цветоложа может не быть вовсе, оно может оказаться слабым, надломленным, сухим, или же, напротив, резко утолщенным, усиленным. После подробной визуализации цветоложа испытуемый направляет свое внимание вниз по стеблю и описывает его: высоту, крепость, поверхность стебля, особенности листьев. Когда внимание испытуемого обращается к земле, наступает еще одна заминка, так как корни растения он рассмотреть не может. В этот момент экспериментатор просит его обратить внимание на землю, в которой укоренен цветок, рассказать о ней и о состоянии цветка. После этого визуализация — плавно или с неким смысловым разрывом — перетекает в следующую фазу. Если во время введения в визуализацию испытуемый как бы расщеплялся, диссоциировал на «себя наблюдающего» и «свое сидящее тело», то в созерцании цветка эта диссоциация пропадает, ни субъекта, ни объекта на какое-то время не остается, и испытуемый творит в воображении свой цветок, на время забывая о себе.
Ландшафт — это третья и последняя фаза визуализации. В этот момент субъект-объектное единство созерцания снова распадается. Экспериментатор спрашивает, где находится сам испытуемый и как он видит свой цветок. Как правило, возникает определенный ландшафт, в котором испытуемый может двигаться и действовать: луг, лес, сад, собственная комната или рабочий кабинет ботаников. Здесь экспериментатор занимает менее активную позицию, он следует за испытуемым. Как правило, в норме ландшафт является ресурсным образом, в котором можно набраться сил. Если цветку там не слишком хорошо, экспериментатор просит испытуемого посмотреть, нельзя ли как-то улучшить ситуацию. Когда испытуемый помогает цветку (рыхлит, поливает, переставляет горшок), его собственное функциональное состояние на какое-то время улучшается.
Читайте также: Как из денежки сделать цветок
Проводился турн-амплитудный анализ ЭМГ во время всех трех фаз визуализации «Цветок», учитывались следующие показатели — максимальная амплитуда (МА), средняя амплитуда (СрА), суммарная амплитуда (СуммА), средняя частота (СрЧ) и отношение амплитуды к частоте (Амп/Част) турна. Статистический анализ проводился в программе SPSS — 23.
Сначала была проведена кластеризация испытуемых по методу дальнего соседа. Было выделено 6 классов. В классы 1, 3 и 4 попало по четыре испытуемых, в класс 5 — 5 человек, во 2-й класс — единственная испытуемая, а класс 6, в который вошло 13 человек, интерпретировался как условная норма.
Классы испытуемых сравнивались по каждому из показателей ЭМГ; использовался метод Краскалла-Уоллеса. Значимые различия выявлены только по показателю Амп/Част (отношению амплитуды турна к его частоте); этот показатель растет прямо пропорционально амплитуде и обратно пропорционально частоте турна. Косвенно он имеет отношение к изменению количества двигательных единиц, находящихся между электродами: чем ниже частота, тем меньше становится количество задействованных в процессе мотонейронов спинного мозга; чем больше амплитуда, тем больше мышечных волокон, иннервируемых одним мотонейроном, вступает в действие.
Какой смысл имеют эти изменения мышечной активности? Согласно Н. А. Бернштейну, организация движения — сложная, многоуровневая система [3, С. 212 — 252]. Когда испытуемый с наклеенными на шею активными электродами сидит в незнакомой лаборатории и выполняет двигательные пробы, он поддерживает позу более или менее осознанно, в чем задействованы не только нижние отделы этой системы, но и стриатум, и лобная кора. Когда он визуализирует, осознанность поддержания позы пропадает. Во время активного воображения остается задействованным рубро-спинальный уровень организации движения — уровень А по Бернштейну, автоматическое поддержание тонуса позы, — и фиксация смысла воображаемого действия, когда испытуемый изучает воображаемый цветок и действует в воображаемом ландшафте — это высшие корковые уровни D и Е. Искажения, вносимые «разучиванием» новой позы — синергии таламопаллидарного уровня В, контроль движения со стриопаллидарной системы и моторной коры (уровни С 1 и С 2), перестают вносить свои помехи, и мы можем видеть, как смысл движения и его самая примитивная энергетика взаимно влияют друг на друга.
Итак, значимые изменения между группами испытуемых (кластерами) получились только по параметру отношения амплитуды турна к частоте, но зато во все фазы визуализации: во время введения он составляет в зависимости от кластера: 4883,50 мкВ*с; 8082,00 мкВ*с; 924,00 мкВ*с; 252,50 мкВ*с; 1116,40 мкВ*с; 428,59 мкВ*с (Н Краскалла — Уоллеса = 14,59; р = 0,012), в визуализации цветка: 5667,75 мкВ*с; 0,00 мкВ*с; 1297,75 мкВ*с; 4905,00 мкВ*с; 2550,80 мкВ*с; 954,44 мкВ*с (Н Краскалла — Уоллеса = 19,20; р = 0,002) и при воображаемых действий в ландшафте: 439,00 мкВ*с; 3536,00 мкВ*с; 5323,25 мкВ*с; 3355,50 мкВ*с; 372,73 мкВ*с (Н Краскалла — Уоллеса = 20,56; р = 0,001).
Читайте также: Когда цветок отцветает что остается
Можно предположить, что во время визуализации происходит следующее.
Испытуемые кластера 1 очень резко перестраивают организацию позы при введении в визуализацию и созерцании цветка, а в мотиве ландшафта возвращают себе сознательный контроль; вероятно, фиксация на теле, реальная и символическая, заставляет их глубоко регрессировать, а это может вызывать тревогу (;2 Фридмана = 6,00; р = 0,050).
Испытуемая кластера 2 резко перестраивает на входе и выходе визуализации.
Испытуемые кластера 3 перестраивают организацию позы так, что углубление изменений достигается во время воображаемых действий в ландшафте (;2 Фридмана = 6,53; р = 0,038).
Испытуемые кластера 4 перестраивают организацию позы так, что углубление изменений достигается во время воображаемых действий в ландшафте, но при этом сохраняют осознанный контроль во время введения в визуализацию (;2 Фридмана = 8,00; р = 0,018).
Испытуемые кластера 5 перестраивают организацию позы так, что углубление изменений достигается во время воображаемых действий в ландшафте, но с меньшей интенсивностью, чем испытуемые кластера 2 (значимых различий по значениям Амп/Част во время фаз визуализации не выявлено).
Испытуемые кластера 6 (условная норма) перестраивают организацию позы так, что отношение Амп/Част все время остается невысоким и усиливается при созерцании цветка; вероятно, эти испытуемые сохраняют самоконтроль практически все время и сильно не регрессируют (значимых различий по значениям Амп/Част во время фаз визуализации не выявлено).
По группе испытуемых в целом изменяется показатель отношения Амп/Част, и различия отношения Амп/Част значимо различаются: в среднем по выборке во время введения в визуализацию он равен 1434,89 мкВ*с; во время созерцания цветка = 2390,98 мкВ*с; во время воображаемой активности в ландшафте = 1746,48 мкВ*с (;2 Фридмана = 5,45; р = 0,066; различие на уровне тенденции). Регрессирует испытуемый во время визуализации цветка, а на входе и выходе в процесс активного воображения изменяется способ организации позы.
«Мышечные» показатели испытуемых могут позволить представить, насколько гладко протекает визуализация и насколько значим ее материал. Можно представить себе, насколько тревожен и/или регрессивен данный испытуемый. Далее следует изучить содержательную сторону его визуализаций по данным протокола эксперимента. Рассказ испытуемого фиксировался письменно и как можно более подробно, но, к сожалению, после опыта. Анализ этих протоколов позволил выявить общие признаки визуализации и возможные патологические признаки по каждому кластеру испытуемых.
В КЛАСТЕР1 попало четверо испытуемых, женщин 19 — 25 лет.
При введении в визуализацию они отмечали следующее:
— сразу визуализируются области дискомфорта либо тело вовсе не воспринимается;
— при визуализации фона перед глазами он воспринимается как плоский; может возникнуть визуализация ландшафта.
При созерцании цветка они отмечали:
— ярко и детально визуализировали цветок (лилии или колокольчики), иногда даже с ароматом;
— отмечали, что цветку в почве хорошо.
При созерцании ландшафта они:
— могли не визуализировать ландшафт, а придумывать его, вспоминать пространство лаборатории;
— визуализировали только почву для цветка;
— визуализировали ландшафт, никак с цветком не связанный;
— не находились в воображаемом ландшафте, не видели там себя.
Читайте также: Цветок молодые листья красного цвета
В КЛАСТЕР 2 попала единственная испытуемая, довольно молодая.
При введении в визуализацию она отмечала следующее:
— телесный дискомфорт;
— полное дыхание;
— черный фон.
При созерцании цветка она отмечала:
— пышный венчик;
— слабое для него цветоложе;
— гибкий стебель, который «очень нудно ломать».
При созерцании ландшафта она:
— развивала визуализацию постепенно — от почвы до целостного ландшафта;
— ландшафт (огород) появился, исходя из почвы — плодородной, в которой цветку хорошо;
— она могла выбирать — работать ей в огороде или отдыхать.
В КЛАСТЕР 3 попало четверо испытуемых, женщин от 26 до 62 лет.
При введении в визуализацию они отмечали следующее:
— дыхание не затруднено;
— мышечные напряжения могут восприниматься символически, ими можно управлять;
— черный или темный фон перед глазами, бесформенные, яркие и подвижные пятна в нем — есть попытки управлять движением пятен.
При созерцании цветка они отмечали:
-довольно пышный венчик;
— слабый или срезанный стебель, неполноценные листья,
— срывание цветка либо цветок висит над почвой;
— бедная или пересыщенная почва, цветочный горшок или клумба как место укоренения.
При созерцании ландшафта они:
— визуализировали только почву или цветок, висящий над нею;
— сначала связи между почвой и ландшафтом не видели, пытались ее осмыслить или воссоздать (придумать);
— придавали ландшафту большее эмоциональное значение, чем цветку;
— активно действовали в ландшафте — помогали цветку, исследовали местность, путешествовали или отдыхали.
В КЛАСТЕР 4 попало четверо испытуемых от 19 до 23 лет (три девушки и юноша).
При введении в визуализацию они отмечали следующее:
— хорошо отслеживаются глубина дыхания и опора;
— поза некомфортна, дискомфорт сравнительно легко устранить.
При созерцании цветка они отмечали:
— цветок либо мощный и выразительный,
— либо выдуманный, нарисованный.
При созерцании ландшафта они отмечали:
— ландшафт либо отсутствует,
— либо не имеет связи с цветком,
— либо нарисован на картинке.
В КЛАСТЕР 5 попало пятеро взрослых испытуемых (28 — 42 года) обоего пола.
При введении в визуализацию они отмечали следующее:
— тело и его поза воспринимаются слабо;
— дыхание не затруднено либо не воспринимается;
— фон перед глазами плоский.
При созерцании цветка они отмечали:
— перебор нескольких цветов;
— цветок фантастический — выдуманный или с металлическими деталями;
— дотошное, ботанически точное описание цветка при отсутствии особых эмоций;
— акцент места укоренения — сильные корни, металлическое острие железного стебля, прикорневая розетка.
— акцентированное описание почвы — разновидность лесных почв, чернозем, камень.
При созерцании ландшафта они отмечали:
— это газоны или грядки, на которых надо работать;
— это конкретный, ранее виденный ландшафт — лесная опушка, двор университета, своя комната;
— состояние цветка в ландшафте особых эмоций не вызывает.
В КЛАСТЕР 6 попало тринадцать испытуемых обоего пола, юных и молодых взрослых.
При введении в визуализацию они отмечали следующее:
— при помощи экспериментатора могли визуализировать нехватку дыхания;
— поза обычно удобная;
— фон перед глазами подвижный, приятных цветов.
При созерцании цветка они отмечали:
Образ цветка мог либо соответствовать норме, либо предъявлять незначительные симптомы нарушений — нет цветоложа, колючки, плохое укоренение. Могли быть визуализации гербарных листов и ботанических иллюстраций: одновременно и визуализация цветка, и его определение до подвида (что характерно для профессиональных ботаников и зоолога).
При созерцании ландшафта они:
— визуализировали разнообразные ландшафты;
— в ландшафтах могли определяться легкие «стигмы» нарушения ранних объектных отношений с матерью — бедные почвы, заболоченность;
— в ландшафте активно действовали, и не всегда ради цветка — решали проблемы, связанные с индивидуацией, сепарацией и обретением новых социальных ролей.
— ландшафт и почва цветка были хорошо связаны по смыслу, «семантического перепада» между ними не было.
- Свежие записи
- Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
- Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
- Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
- Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
- Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности