Урок-исследование «Что такое почва?»- 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урокисследование по окружающему миру «Что такое почва?» — 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
- формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
- выявить в ходе опытов состав почвы
- продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
- делать выводы на основе проведённых опытов;
- развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
- умения доказывать выдвигаемые предположения;
- первоначальные умения практического исследования природных объектов.
- воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
- Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,
контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
- Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
- Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы.
- Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
- Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему
контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Почва, состав почвы, плодородие почвы.
Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, ноутбук, проектор, экран.
— А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, тетрадь на печатной основе, тест для самостоятельной работы.
Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Почва. Как образуется почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта урока окружающего мира
на тему: « Почва. Как образуется почва »
Выполнила студентка 31 группы
Специальности: «Преподавание в начальных классах»
Дата проведения: __________
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема урока: «Почва. Как образуется почва»
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о почве и её образовании.
Дидактические: познакомить учащихся с такими понятиями как почва, почвообразование и цепи питания.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к окружающему миру.
УМК: Перспективная начальная школа
Оборудование: интерактивная доска; карточки с заданиями; раскраска дерева; учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Образовательная задача этапа урока
Дидактические средства, интерактивное оборудование
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности
Читайте также: Что дает фацелия для почвы
Словесный (психологический настрой)
Прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Проверьте свои рабочие места, все ли у вас готово к уроку? Ребята, прочитайте девиз нашего урока:
Тот, кто хочет много знать,
-Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?
-А можно ли заставить кого-то учиться?
-Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.
Проверяют все ли готово к уроку.
-Нет, он должен сам захотеть
Настраиваются на работу. Садятся на свои места.
Л : управление своим настроением, умение выражать эмоции.
организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
Умение выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: подготовка мышления учащихся организация фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Словесный (беседа), наглядный
— Скажите ребята, какая была тема вашего прошлого урока?
— Сейчас вы выполните задание в группах, и мы проверим как вы усвоили данную тему. Каждой группе я раздам конверт, в котором находится ребус или части слов. В зависимости от того, что у вас будет в конверте, ваша задача разгадать ребус либо составить слова из частей. И об отгаданных вами словах или нескольких слов, вам будет нужно рассказать. Это может сделать один человек из вашей группы.
Учитель раздаёт детям конверты с заданием
— Какие слова у вас получились?
— Какие полезные ископаемые к ним относятся?
— А как человек использует данный полезные ископаемые?
— А какие слова получились у вашей группы?
-Что выплавляют из руд чёрных металлов?
Какие сплавы железа вы знаете?
— А какие металлы получают из руд цветных металлов?
-Для чего применяется песок?
-Какое ваше отгаданное слово?
— Почему глине можно придать любую форму?
— Для чего применяют мрамор?
— Какое же слово было спрятано у вас в ребусе?
-Какие его отличительные свойства?
— Ребята, а в какую группу можно объединить песок, глину, гранит, мрамор?
-А какое слово получилось у вашей группы?
— Может, в этих вопросах вам помогут ваши одноклассники?
Отвечают на вопросы учителя.
— Горючие полезные ископаемые
— Каменный уголь, торф, природный газ
-Использует как топливо, которое сжигают на электростанциях, вырабатывающих электроэнергию
— Рудные полезные ископаемые
-Алюминий, медь, цинк, свинец, олово и др.
— Из отдельных мелких песчинок разного цвета
— Для строительства дорог, производства цемента и бетона
— Потому что она пластичная и вязкая, из-за воды
— Горная порода, образующаяся из известняка
— Является отделочным материалом, а также его используют скульпторы для создания своих произведений
-Опоры мостов, фундаменты высотных зданий
— В группу строительных полезных ископаемых
Высказывают свои предположения (некоторые учащиеся не знают правильного ответа)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Выявление места и причины затруднения
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и осознание того в чем именно состоит недостаточность из знаний, умений, способностей
Словесный (беседа), подводящий диалог
— Ребята, а почему у всех получились разные ответы?
— Мы ещё не знакомы с таким понятием как «почва», нам не хватает знаний
Р: умение анализировать свои знания
4. Построение проекта выхода из-за труднения
Цель: постановки целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализаций
— Ребята, как вы думаете какова будет тема нашего урока?
-Правильно, а какую цель мы поставим перед собой?
-Итак, зная тему и цель, давайте составим план урока:
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Какие животные обитают в почве и чем они питаются?
3. Почва – живая или неживая природа?
— Почва. Как образуется почва
Читайте также: Источники загрязнения почв в забайкальском крае
— Узнать, что такое почва и как она образуется
Р: умение формулировать цель и учебную задачу
Умение формулировать мысли в устной форме
Реализация построенного проекта
Цель: реализация построенного проекта или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий
Организует познавательную деятельность учащихся
— Приступим к работе, следуя плану. Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, по которому я задам вам вопросы. Вы должны смотреть его внимательно.
-Каким основным свойством обладает почва?
-Как вы понимаете слово «плодородие»?
— От чего зависит плодородие почвы?
— Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Они превращались в мелкие частицы песка и глины, на которых сначала поселялись лишайники, водоросли и бактерии. Перегнивая, их остатки перемешивались с песком и глиной. Так в почве появился перегной, благодаря которому могли расти травы, кустарники и даже деревья.
— Ребята, мы ответили на первый пункт нашего плана?
— А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Рассмотрите рисунок. Посмотрите, каких животных вы узнали на рисунке.
-А чтобы более точно узнать, что это за животные изображены на рисунке, я буду вам загадывать загадки:
1) Ножек нет и нету ручек, Шерстки нету и колючек.
В дождь из норки выползает
2) В темноте летает кто-то, издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
3) На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий . (шмель)
4) Под землёй живёт, как крот,
Губит летом огород,
Может плавать и летать,
Трудно нам её поймать.
Лапки – ловкие лопатки,
Быстро вам испортят грядки,
Носит панцирь и усы,
Брюхо есть, как у осы.
Как сверчок, она стрекочет,
Будто кто её щекочет,
Из земли выходит редко.
Как зовут её? (Медведка)
5) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
6) Он размером маловат,
От рожденья слеповат,
Но изрыл весь огород
В чёрной шубе – это . (Крот)
— В почве обитают дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки (личинки майского жука, личинки муравьёв, шмели). На иллюстрации мы видим медведку (вредителя огородов), в земле роют свои норы мыши, кроты. Так же в почве много микроорганизмов.
— Чем питаются животные почвы?
— Давайте обратимся к учебнику, откроем стр. 34 и прочитаем текст.
— Чем же питаются животные почвы?
— Ребята, также в тексте говорится о том, что между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость. Например:
Корень одуванчика – личинка — крот
Не будет одуванчиков – погибнут личинки. Не будет личинок – крот будет голодать.
Вот учёные и считают, что живые существа связаны между собой цепями питания.
— Посмотрим значение этого выражения в словаре на с. 143.
— Пищевая цепь показывает, кто кого или что ест.
Цепей питания, связывающих обитателей почвы, очень много. Но в каждой цепи первое звено — всегда растения. Почему? Только они способны производить питательные вещества. Второе звено – растительноядные животные, третье – хищные или всеядные животные. Когда они погибнут, их останки станут пищей бактерий, которые живут в почве.
— Возвращаемся к нашему плану, и нам осталось ответить на последний вопрос. К какой природе живой или неживой относится почва?
— Но мы узнаем, кто прав из вас, прочитав текст в учебнике на стр.32
Читайте также: Гигиенические требования качеству почвы
— Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
— Почему она относится и к живой и к неживой природе?
Физминутка.
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
Внимательно слушают учителя.
— Почва – это верхний плодородный слой Земли.
— Основное свойство почвы — плодородие.
— На ней выращивают различные культурные растения, которые человек использует как в пищу, так и как корм для животных.
— Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
Технологическая карта урока по окружающему миру » Почва» 3 класс
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Урок проводится в формате групповой конференции с помощью программы Skypе, учитель работает с двумя учащимися 3 класса, с ДЦП, примерно равными по своим физиологическим возможностям.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру » Почва» 3 класс »
Технологическая карта урока
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учитель: Пчелинцева Ирина Вячеславовна
Урок проводится в формате групповой конференции с помощью программы Skypе, учитель работает с двумя учащимися 3 класса, с ДЦП, примерно равными по своим физиологическим возможностям.
формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
выявить в ходе опытов состав почвы
продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
развивать умение работать с научным текстом;
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
делать выводы на основе проведённых опытов;
развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
умения доказывать выдвигаемые предположения;
первоначальные умения практического исследования природных объектов.
воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.
Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, компьютер с выходом в интернет; программа Skayp ( у учителя).
Компьютер с выходом в интернет; программа Skayp ( у ученика)
А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 64
- Свежие записи
- Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
- Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
- Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
- Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
- Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться