Конспект урока: «Формирование и свойства почвы», 8 класс
Тема урока: Формирование и свойства почв 8 класс
Цель: Формирование представлений о механизме образования, строении и свойствах почв.
— давать определения терминов, понятий по тематике;
— выявлять и называть особенности формирования и свойства почвы;
— выявлять специфику почвенных горизонтов и условий формирования почв;
— описывать строение почв, давать характеристику почвенных горизонтов и условий формирования почв .
-находить достоверные сведения в источниках географической информации;
— анализировать , выделять главное, делить текст на части и обобщать тематический материал;
— выделять термины и понятия, строить логически обоснованные суждения;
— составлять описания на основе достоверных источников информации;
— выявлять особенности объектов;
— составлять характеристику явления или объекта.
— определять цель, проблему в учебной деятельности;
— оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.
— излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами;
— различать в речи другого мнения, доказательства, факты, теории, гипотезы;
— корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.
— оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, в том числе учебных;
— осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;
— осознавать и проявлять себя гражданином России.
— сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;
— понимание и осознание особенностей формирования и их свойств;
— использование знаний о формировании почв и их особенностей в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил поведения на уроке.
Тип урока : Изучение новой темы.
Оборудование : карта почв, атлас, учебник, проектор, презентация.
Понятия, термины, номенклатура и персоналии:
Почвообразование, силы выветривания, почва, плодородие, гумус, минеральные частицы, почвенная вода, почвенный воздух, почвенный профиль, почвенный горизонт, опад, горизонт вымывания и вмывания, материнская порода.
УМК : Учебник География, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, атлас.
I . Организационный момент:
Приветствие, подготовка к уроку.
Попробуйте доказать, что почва – особое природное образование. А для этого ответьте на вопросы:
Как соотносятся «почва» и «горная порода»?
Чем отличаются почвы друг от друга?
Как на ваш взгляд происходило образование почвы?
Из всего вышесказанного, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (примерные ответы)
Запишите в тетрадь тема урока: « Формирование и свойства почвы».
Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока.
Да, сегодня на уроке вы узнаете:
1. О механизме почвообразования.
2. Что такое почвенный профиль.
3. Бывают ли в почве горизонты.
В конце нашего урока постарайтесь ответить на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием В.В.Докучаева о том, что почва – это «зеркало ландшафта»
1. Какие природные оболочки участвуют в образовании почвы?
2. Какова роль почвы в жизни человека?
3. Есть ли почва на других планетах?
4. Почему почвы в разных частях Земли различны? От каких компонентов природы зависит образование почв?
Слово «земля» часто употребляется как синоним почвы- удивительного продукта природы, обладающего таким важным свойством, как плодородие. (Слайд1)
В первые отличил слой от остальных частей земной коры «особое естественно – историческое тело» замечательный русский ученый В.В.Докучаев. (Слайд2)
Попробуйте сами дать определение, что такое почва.
А сейчас, откройте учебник стр. 175 и найдите это определение. Сравните его с вашим определением. Запишите в тетрадь.
Формирование почвы (почвообразование) – сложный процесс, в котором участвуют все оболочки нашей планеты. Давайте посмотрим, как это происходит.
Запишите в тетрадь: Факторы почвообразования.
1. Выветривание . Найдите ответ на это вопрос на стр. 174 учебника. Какой можно сделать вывод? Что в процессе выветривания, участвуют процессы физических, химических и биологических явлений.
Читайте также: Skw 500 полный набор для анализа параметров почвы
А)Выветривание химическое. (Слайд 5)
Б) Выветривание физическое (Слайд 6)
2 . Материнская порода. Это самый нижний слой почвы, на которой накапливаются другие слои почвы. От этого фактора зависит, какая будет почва. Так как материнская порода может быть сложена из магматических горных пород или осадочных. По механическому составу, они могут быть глинистыми, суглинистыми , супесчанами или песчанами. На песчаных и супесчаных грунтах образуются легкие , то есть легко промываемые почвы. На водоупорных глинах – тяжелые, плохо промываемые и засоляемые почвы. На известняках образуются темноцветные, черноземновидные почвы. Поэтому горные породы, влияют на свойства почвы и входят в число важных почвообразователей. И если посмотреть почву в разрезе, то самый нижний, самый первый слой будет не в виде сплошной линии, а волнистой. Так как некоторые горные породы хорошо вымываются водой, а другие нет. От свойств материнской породы, ее состава и структуры зависят физическте свойства почвы и первоначальное содержание в ней питательных элементов.
Механический состав почвы
Песчаные почвы – легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах быстро просачивается вода. Они бедны питательными веществами.
Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной.
Супесчаные почвы. Они накапливают воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые и тяжелые.
Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водопроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становиться твердой. Постоянно надо следить за ее структурой.
3. Растительный и животный мир . Как они влияют на формирование почвы? (примерные ответы учеников. Учитель корректирует ответыучеников.
Главные показатели климата:
1. Количество поступающей на земную поверхность солнечной радиации.
2. Количество выпадающих на земную поверхность атмосферных осадков.
3. Низкие температуры они не способствуют образованию почв, а на оборот затормаживают.
4. Высокие температуры воздуха способствуют образованию почв.
7. Рельеф. Распределяет влагу и тепло.
Человек обрабатывает почву, вносим минеральные удобрения, взрыхляет, поливает, проводит мелиорацию земель, рекультивацию. Направленно изменяет процесс почвообразования и свойства почв.
Ребята, а что такое гумус? Это почва или нет? ( примерные ответы)
Найдите ответ на это вопрос на стр. 175 учебника.
А что еще входит в состав почвы? Стр. 175 найдите ответ на это вопрос.
Давайте рассмотрим рис. 107 стр. 175. Условия формирования плодородия почв.
Почвенные горизонты и почвенный профиль.
Что такое почвенный профиль? Это чередование горизонтов. Рис. 108. Стр. 176.
Запишем в тетрадь горизонты почвенного профиля и их небольшую характеристику. Чем они отличаются между собой? (Содержанием гумуса, а значит цветом)
Классическое определение процесса образование почв В.В.Докучаев сформулировал следующим образом: « Почвы всегда имеют свое собственное происхождение, они всегда и всюду являются результатом совокупной деятельности материнской горной породы, живых и отмерших организмов (как растений, так и животных), климата, возраста страны и рельефа местности».
2. Перечислите факторы почвообразования.
3. Как различаются почвы по механическому
4. Назовите основное свойство почвы.
5. Почему почва должна быть рыхлой?
6. Если в почве нет дождевых червей, о чем
3. Что было трудным для меня?
4. Что больше всего запомнилось?
А сейчас, давайте ответим на вопрос, который я задавала вам в начале урока. ( повторить вопрос)
YI . Домашнее задание. Параграф 28.
Творческое задание. Написать. Можно ли создать искусственную почву. И что для этого необходимо.
технологическая карта урока «Типы почв России» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Цель урока: изучить основные типы почв России.
Читайте также: Природные почвы южной америки таблица
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Саломасова Наталья Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ №17 г. Петушки
Конспект урока «Типы почв России»
Цель урока: изучить основные типы почв России.
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.
Технологическая карта урока
Игра “Верите ли вы в то, что…?”
1.Разойдитесь по экспертным группам. Изучите предложенный отрывок текста, подготовьте его презентацию.
2.Вернуться в рабочую группу, каждому презентовать отрывок, осмысленный в экспертной группе, сгруппировать информацию.
Игра “Верите ли вы в то, что…?”
Учитель предлагает ответить на вопросы:
а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;
б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;
в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;
г) самые плодородные почвы серые лесные;
д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;
е) 1900 г. в Париже в русском павильоне на Всемирной выставке был выставлен куб русского чернозема, вырезанный в Воронежской области, его размеры 2x2x2 метра.
Какие ассоциации возникают с понятием “почва” (природная зона, климат, плодородие, структура, механический состав…).
Предлагаются тексты о типах почв. Задания:
Сравнить эти типы почв по параметрам, которые были предложены на стадии вызова, дополнить “линии сравнения”, если необходимо;
Изучить закономерности распространения почв, используя почвенную карту и рисунок 100,101, стр. 130-131 учебника.
1 группа: Арктические пустыни .
Формируются в арктическом поясе. Обычно состоят из маломощного (1-3 см) органогенного горизонта и слабо дифференцированной на горизонты минеральной массы, подстилаемой на глубине 40-50 см многолетнемерзлым слоем. Весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет.
Читайте также: Как подкислить почву под гортензиями лимонной кислотой
Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.
II группа: Подзолистые почвы.
Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др., которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.
Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.
Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются:
– светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;
– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.
Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.
Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно
влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.
V группа: Бурые полупустынные почвы.
Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.
Серо-бурые пустынные почвы.
Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см). содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.
Эксперты возвращаются в свою группу, знакомят других членов группы со своим типом почв. В группе происходит обмен информации всех участников рабочей группы. В итоге складываются общее преставление по теме.
- Свежие записи
- Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
- Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
- Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
- Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
- Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться