Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Почва. Как образуется почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта урока окружающего мира
на тему: « Почва. Как образуется почва »
Выполнила студентка 31 группы
Специальности: «Преподавание в начальных классах»
Дата проведения: __________
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема урока: «Почва. Как образуется почва»
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о почве и её образовании.
Дидактические: познакомить учащихся с такими понятиями как почва, почвообразование и цепи питания.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к окружающему миру.
УМК: Перспективная начальная школа
Оборудование: интерактивная доска; карточки с заданиями; раскраска дерева; учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Образовательная задача этапа урока
Дидактические средства, интерактивное оборудование
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности
Словесный (психологический настрой)
Прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Проверьте свои рабочие места, все ли у вас готово к уроку? Ребята, прочитайте девиз нашего урока:
Тот, кто хочет много знать,
-Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?
-А можно ли заставить кого-то учиться?
-Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.
Проверяют все ли готово к уроку.
-Нет, он должен сам захотеть
Настраиваются на работу. Садятся на свои места.
Л : управление своим настроением, умение выражать эмоции.
организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
Умение выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: подготовка мышления учащихся организация фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Словесный (беседа), наглядный
— Скажите ребята, какая была тема вашего прошлого урока?
— Сейчас вы выполните задание в группах, и мы проверим как вы усвоили данную тему. Каждой группе я раздам конверт, в котором находится ребус или части слов. В зависимости от того, что у вас будет в конверте, ваша задача разгадать ребус либо составить слова из частей. И об отгаданных вами словах или нескольких слов, вам будет нужно рассказать. Это может сделать один человек из вашей группы.
Учитель раздаёт детям конверты с заданием
— Какие слова у вас получились?
— Какие полезные ископаемые к ним относятся?
— А как человек использует данный полезные ископаемые?
— А какие слова получились у вашей группы?
-Что выплавляют из руд чёрных металлов?
Какие сплавы железа вы знаете?
— А какие металлы получают из руд цветных металлов?
-Для чего применяется песок?
-Какое ваше отгаданное слово?
— Почему глине можно придать любую форму?
— Для чего применяют мрамор?
— Какое же слово было спрятано у вас в ребусе?
-Какие его отличительные свойства?
— Ребята, а в какую группу можно объединить песок, глину, гранит, мрамор?
-А какое слово получилось у вашей группы?
— Может, в этих вопросах вам помогут ваши одноклассники?
Отвечают на вопросы учителя.
— Горючие полезные ископаемые
— Каменный уголь, торф, природный газ
-Использует как топливо, которое сжигают на электростанциях, вырабатывающих электроэнергию
— Рудные полезные ископаемые
-Алюминий, медь, цинк, свинец, олово и др.
— Из отдельных мелких песчинок разного цвета
— Для строительства дорог, производства цемента и бетона
— Потому что она пластичная и вязкая, из-за воды
— Горная порода, образующаяся из известняка
— Является отделочным материалом, а также его используют скульпторы для создания своих произведений
-Опоры мостов, фундаменты высотных зданий
— В группу строительных полезных ископаемых
Высказывают свои предположения (некоторые учащиеся не знают правильного ответа)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Выявление места и причины затруднения
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и осознание того в чем именно состоит недостаточность из знаний, умений, способностей
Словесный (беседа), подводящий диалог
— Ребята, а почему у всех получились разные ответы?
— Мы ещё не знакомы с таким понятием как «почва», нам не хватает знаний
Р: умение анализировать свои знания
4. Построение проекта выхода из-за труднения
Цель: постановки целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализаций
— Ребята, как вы думаете какова будет тема нашего урока?
Читайте также: Докажите что почва является зеркалом ландшафта 8 класс
-Правильно, а какую цель мы поставим перед собой?
-Итак, зная тему и цель, давайте составим план урока:
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Какие животные обитают в почве и чем они питаются?
3. Почва – живая или неживая природа?
— Почва. Как образуется почва
— Узнать, что такое почва и как она образуется
Р: умение формулировать цель и учебную задачу
Умение формулировать мысли в устной форме
Реализация построенного проекта
Цель: реализация построенного проекта или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий
Организует познавательную деятельность учащихся
— Приступим к работе, следуя плану. Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, по которому я задам вам вопросы. Вы должны смотреть его внимательно.
-Каким основным свойством обладает почва?
-Как вы понимаете слово «плодородие»?
— От чего зависит плодородие почвы?
— Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Они превращались в мелкие частицы песка и глины, на которых сначала поселялись лишайники, водоросли и бактерии. Перегнивая, их остатки перемешивались с песком и глиной. Так в почве появился перегной, благодаря которому могли расти травы, кустарники и даже деревья.
— Ребята, мы ответили на первый пункт нашего плана?
— А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Рассмотрите рисунок. Посмотрите, каких животных вы узнали на рисунке.
-А чтобы более точно узнать, что это за животные изображены на рисунке, я буду вам загадывать загадки:
1) Ножек нет и нету ручек, Шерстки нету и колючек.
В дождь из норки выползает
2) В темноте летает кто-то, издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
3) На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий . (шмель)
4) Под землёй живёт, как крот,
Губит летом огород,
Может плавать и летать,
Трудно нам её поймать.
Лапки – ловкие лопатки,
Быстро вам испортят грядки,
Носит панцирь и усы,
Брюхо есть, как у осы.
Как сверчок, она стрекочет,
Будто кто её щекочет,
Из земли выходит редко.
Как зовут её? (Медведка)
5) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
6) Он размером маловат,
От рожденья слеповат,
Но изрыл весь огород
В чёрной шубе – это . (Крот)
— В почве обитают дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки (личинки майского жука, личинки муравьёв, шмели). На иллюстрации мы видим медведку (вредителя огородов), в земле роют свои норы мыши, кроты. Так же в почве много микроорганизмов.
— Чем питаются животные почвы?
— Давайте обратимся к учебнику, откроем стр. 34 и прочитаем текст.
— Чем же питаются животные почвы?
— Ребята, также в тексте говорится о том, что между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость. Например:
Корень одуванчика – личинка — крот
Не будет одуванчиков – погибнут личинки. Не будет личинок – крот будет голодать.
Вот учёные и считают, что живые существа связаны между собой цепями питания.
— Посмотрим значение этого выражения в словаре на с. 143.
— Пищевая цепь показывает, кто кого или что ест.
Цепей питания, связывающих обитателей почвы, очень много. Но в каждой цепи первое звено — всегда растения. Почему? Только они способны производить питательные вещества. Второе звено – растительноядные животные, третье – хищные или всеядные животные. Когда они погибнут, их останки станут пищей бактерий, которые живут в почве.
— Возвращаемся к нашему плану, и нам осталось ответить на последний вопрос. К какой природе живой или неживой относится почва?
— Но мы узнаем, кто прав из вас, прочитав текст в учебнике на стр.32
— Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
— Почему она относится и к живой и к неживой природе?
Физминутка.
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
Читайте также: Орхидея как должна быть почва
Внимательно слушают учителя.
— Почва – это верхний плодородный слой Земли.
— Основное свойство почвы — плодородие.
— На ней выращивают различные культурные растения, которые человек использует как в пищу, так и как корм для животных.
— Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
Технологическая карта урока по теме «Почва»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Технологическая карта урока географии в 8 классе
Тема урока: « Формирование и свойства почвы »
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения: Учебник География, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация урока, раздаточный материал, учебник.
Основное содержание: почва, почвообразование, гумус, почвенный горизонт, почвенный профиль.
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся знаний о почве и её взаимосвязи с экологией .
· Образовательные : способствовать формированию у обучающихся понятие «почва», представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт;
· Развивающие : создать условия для развития у обучающихся общеучебных умений и навыков (самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника, формулировать ответы на вопросы учителя и т.д.), экологической культуры, интеллектуальных умений и операций (развитие умения анализировать информацию на основе работы с учебником);
· Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся учебной мотивации, любознательности и интереса к изучению почвы, экологии, пониманию необходимости бережного и ответственного отношения к ним.
· предметные: освоить знания по основным географическим понятиям темы; знать, что такое почва, образование почвы, состав почвы, структура почвы и её свойства;
· метапредметные: формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях;
· личностные : развить учебную мотивацию и познавательный интерес к изучению почвы, экологии; понять взаимосвязь экологии и почвы.
Технологическая карта урока «Почвы России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока «Почвы России». УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс. Цель урока: Способствовать формированию представлений о почве и ее образовании, составе и свойствах, развитию умения выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой.Задачи:Создать условия, обеспечивающие воспитания интереса к познанию окружающего мира.Воспитание бережного отношения к окружающей среде.Способствовать развитию умений учащихся осуществлять опыты, наблюдения, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли, оформлять выводы, рассуждать; прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли; выявить состав, свойства, образование почвы и её типы; определить способы защиты почвы от разрушений; научиться моделировать схему строения почвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochvy_rossii.docx | 44.02 КБ |
pochvy.pptx | 374.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Почвы России».
- Класс : 4
- Предмет: Окружающий мир
- Место и роль урока в изучаемой теме: «Почвы России», урок изучения нового материала.
- Цель урока: Способствовать формированию представлений о почве и ее образовании, составе и свойствах, развитию умения выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
- Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Создать условия, обеспечивающие воспитания интереса к познанию окружающего мира.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Способствовать развитию умений учащихся осуществлять опыты, наблюдения, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли, оформлять выводы, рассуждать; прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли; выявить состав, свойства, образование почвы и её типы; определить способы защиты почвы от разрушений; научиться моделировать схему строения почвы.
- Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой; образцы почв; оборудование для опытов; компьютер, проектор.
Приветствует учащихся, эмоционально настраивает их на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования
Вот книжки на столе, а вот тетрадки…
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
– А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.
(Учитель проверяет готовность к уроку.)
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку
Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку.
Л. осознание себя как ученика.
К. умение слушать и слышать
Проверка домашнего задания
Проводит письменный опрос обучающихся по теме «Природные зоны России».
-А сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание. На экране вы видите вопросы. На чистых листах вам нужно написать букву правильного варианта ответа.
1 .Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.
О) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;
Ж) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
Н) ярко выделяются все четыре времени года.
3. В Арктической зоне растут…
Ч) лишайники, мхи, полярный мак
4 . Самую большую территорию занимают.
5.На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:
Отвечают на вопросы теста
Р. Самоконтроль: выявление усвоенного и своих затруднений, коррекция своих знаний,
— оценка (осознание качества и усвоения знаний пройденного материала)
Создает проблемную ситуацию.
Организует диалог с целью исследования проблемной ситуации.
И в мороз, и в летний зной
Друг за дружкой тут и там
Попробуйте объединить отгадки в общую группу. (Формы поверхности земли)
Возникают вопросы, какие места для жизни облюбовал человек? Почему?
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грядкой огурцов, редиски, помидоров и так далее. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?
– На уроке мы узнаем, что такое почва, как она образуется, из чего состоит и какими свойствами обладает. А что вы знаете о почве?
-А что нового вы бы хотели узнать сегодня на уроке?
-Ребята, а где мы можем получить ответы на ваши вопросы?
-Молодцы ребята. Итак, отправляемся на поиск ответов на ваши вопросы.
У вас на партах лежат словари разных авторов. Найдите в словарях определения слова «почва»:
1.Толковый словарь С.И. Ожегова
2. Толковый словарь Д.Н. Ушакова
Верхний слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь, поверхность земли.
3. Толковый словарь В.И. Даля
(От слова почивать, лежать?) поверхность земли, верхний слой ее.
Определяют область знания и незнания, способа действия.
Формулируют проблему. Определяют тему урока.
Планируют решение учебной задачи.
Отвечают на вопросы учителя, беседа с классом и учителем.
(В учебники, словаре, энциклопедии…).
Делают выводы, определяют тему урока.
Р. Самоконтроль: выявление усвоенного и своих затруднений, коррекция своих знаний,
— оценка (осознание качества и усвоения знаний пройденного материала)
К. — уметь слушать речь одноклассников, адресованную классу;
— не перебивать рассказы других людей.
— адекватно реагировать на ошибки сверстников.
Изучение нового материала.
Первоначально наша Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодными для растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того как растения обжили эти территории, на них поселились животные.
– Везде ли на Земле есть почвенный слой?
– Как определить, есть ли на данном участке местности почва?
Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их при замерзании и при вымывании растворимых веществ. Ветер выдувает мелкие осколки породы, увеличивая в одних местах трещины, а в других местах наносит мелкие частицы песка и глины, образуя участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы.
– Назовите главное свойство почвы и главное отличие от горной породы.
– Как вы понимаете это слово «плодородие»?
– От чего зависит плодородие почвы? Найдите ответ в учебнике (с. 38).
-Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.