«Волшебные стёклышки». Экспериментирование в неживой природе (вода, воздух, почва, осадки, тень, небо, электричество, и др.).
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иcследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста Выполнила Комиссарова Н. Е – воспитатель высшей квалификационной категории, высшее образование, педагогический стаж 23 года.. «Волшебные стёклышки» Экспериментирование в неживой природе (воздух, вода, почва, электричество, осадки, ветер, тень, небо, и др.).
Гипотеза Практическая деятельность с объектами и явлениями неживой природы способствует развитию психических процессов ребенка и создает условия для его творческого самовыражения.
Цель: Создание интегративной системы организации творческо-исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.
Противоречия: Потребительским отношением к природе со стороны человека. Реализацией этой задачи на практике: как найти наиболее эффективные приемы и методы; Невыполнение их со стороны окружающих взрослых вне детского сада. Осознанием, что все в природе взаимосвязано, нарушение любого структурного компонента в природе, может привести к экологической катастрофе; Действенная любовь к природе через воспитание эмоционального, чувственного отношения к ней, потребность заботиться о природе; Решение задач экологического воспитания в дошкольном учреждении; Между И
Механизм реализации проекта:
Январь2013 – Январь 2014гг 1 этап Организационно-подготовительный этап (Январь – Февраль) 2 этап Основной этап (Март – Сентябрь) 3 этап Заключительный этап (Октябрь – Январь) Сроки реализации проекта:
Ожидаемые результаты 2 Положительная динамика в развитии психических процессов: мышления, памяти, воображения, представления; 1 Сформированность знаний детей о взаимосвязи явлений в неживой природе; 3 Обогащение впечатлений о явлениях неживой природы и окружающего мира; 4 Самовыражение через словотворчество и изобразительное творчество полученных впечатлений в ходе исследовательской деятельности: загадки, рассказы, сказки, продукты изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционной техники рисования.
Критерии эффективности проекта:
План 1 Изучить методическую литературу по данной теме. 2 Разработать перспективный план наблюдений за неживой природой. 3 Сделать картотеку наблюдений за неживой природой. 4 Разработать картотеку опытов. 5 Составить алгоритмы придумывания загадок и сказок. Этапы 1 этап. Организационно-подготовительный этап (Январь – Февраль)
Создать условия для организации наблюдений за объектами неживой природы. 1 2 Определить наиболее эффективные методические приемы для организации наблюдений с детьми; 3 Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы. 4 Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности. 5 Научить детей придумывать небольшие сказки – небылицы по воображению, загадки. 6 Привлечь родителей к оказанию необходимой помощи в рамках реализации проекта, обеспечить информационное освещение проектной деятельности через групповую газету. 2 этап. Основной этап (Март – Сентябрь)
3 этап. Заключительный этап (Октябрь – Январь)
Выводы: В ходе проведенной работы мною установлено положительное влияние экспериментирования на: Развитие психических процессов ребенка: * памяти, воображения, представления; *отмечено повышение уровня развития мышления и любознательности: ( умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
Качественно изменился уровень речевого развития за счет: *обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, идёт развитие словотворчества); Улучшились личностные характеристики детей: *(появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.). Обогатились творческие способности детей в изобразительной деятельности: *(расширилась тематика рисунков о природе, разнообразились способы передачи полученных впечатлений через нетрадиционные приемы рисования, появилось желание к творческому самовыражению в рисунках воспринимаемого окружающего мира)
Востребованность проекта: Педагогическая значимость экспериментирования (опытнической деятельности): Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Развитие связной речи, словотворчества дошкольников, через наблюдение за неживой природой с помощью «Волшебных стёклышек». Развитие художественного творчества посредством наблюдения за неживой природой, используя теорию решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром.
Читайте также: Песок с торфом это какая почва
Используемые ресурсы Белоусова Р. Ю., Пономарёва О. А. Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников. — Н. Новгород: 2007. Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) // Журнал «Дошкольное воспитание». — 2000 — № 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. — 2004. — N 4. — с.84 — 92. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду — М.: Сфера, 2004. Ковинбко Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М., Линка – Пресс, 2004. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. — 2002. — N 3, 4,5. — 2003, N 1. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. — 2006. — №8. Кудрякова И. Г., Кузнецова В. В., Пыстина Л. А. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательных задач при ознакомлении с окружающим миром. – Саров, 1997
10. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Пед. общество России, 2003. 11. Левашова И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 7 — С.85-86. 12. Николаева С. Н. Использований моделей.// Дошкольное воспитание. – 1982. — № 4. 13. Николаева С. Н.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.:1995. 14. Окружающий мир. Неживая природа — М., Издательство ООО “ДОС”, 2008. — 136 с. 15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2004. 16. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. — 1996. — №4. 17. Рыжова Н. А. Волшебная вода. – М.: Линка –Пресс, 1997. 18. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 2. — С.8-17. 19. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. — 2005. — N 1. 20. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. — №6 — 2007. — с.13. 21. Шарипо А. И. Секреты знакомых предметов Лужа. – Санкт – Петербург, Речь, 2009.
Конспект НОД для детей старшего возраста. «Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».
Ольга Татаринова
Конспект НОД для детей старшего возраста. «Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».
Конспект НОД для детей старшего возраста.
«Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».
Закрепить знания детей о таких стихиях как : вода, земля, воздух. Их основных свойствах и ролью в жизни человека. Познакомить детей с таким природным явлением как «землетрясение», причинами его возникновения.
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.
Ход занятия:
На столе у воспитателя глобус.
Воспитатель: Ребята! Что это?
Дети: Это глобус, модель нашей планеты Земля, на которой мы живём. Планета Земля красива и многоцветна.
Вот Земля, наш светлый дом.
Много есть соседей в нё м:
Воспитатель: Сама она и всё на ней называется природой. В древности философы выделяли такие природные стихии как : вода, воздух, почва.
На планете в природе человек взаимодействует с этими стихиями. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по всем 3 этим стихиям.
Дети: А что такое стихия?
Воспитатель: Слово «стихия» придумали греки, то есть жители Древней Греции и в переводе на русский язык означает «первооснова природы» или «начало от всех начал» – это и есть Земля, Вода, Воздух.
Я предлагаю вам сначала отправиться в пестрое царство – «земное государство».
Когда космонавты летали на Луну, то они видели Землю с большой высоты.
Она и впрямь разноцветная! Пролетаешь над полюсом – все белым-бело от снега и льда; мчишься над тайгой – сплошное зеленое море расстилается внизу; над горной цепью – кругом все коричневое; над пустыней – сплошь желтое; над морем синь до самого горизонта… вот и получается пестрое оно, наше Земное царство – государство.
-Ребята, а как вы думаете, почва важна для людей и для всего живого? (ответы)
А какая она, наша почва? Давайте посмотрим на нее!
Дети подходят к столу, где расположены камни, песок, земля. Через увеличительное стекло рассматривают почву, делают выводы.
-Ребята! На Земле бывает землетрясение.
-А вы знаете, что такое землетрясение?
Землетрясение — это природное явление, обладающее разрушительной силой, это непредсказуемое стихийное бедствие, происходящее внезапно и неожиданно.
Землетрясение-это подземные толчки, вызванные процессами, происходящими внутри земли, это колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапных разрывов и смещений участков земной коры. Землетрясения происходят в любой точке земного шара, в любое время года, определить, где и когда, и какой силы будет землетрясение фактически невозможно.
Оно не только разрушает наши дома и изменяет природный ландшафт, но и сносит с лица Земли города и уничтожает целые цивилизации, оно приносит людям страх, горе и смерть.
Давайте вместе с вами попробуем на опыте посмотреть, что такое землетрясение. Для этого мне нужна ваша помощь.
На натянутую ткань ставят домики, фигурки животных, людей, деревьев. Воспитатель двигает ткань. Все рушится. Стены домов, падают кирпичи, стекла, дорожные знаки. Повреждается водопровод, отопление в домах и т. д.
Воспитатель включает видеозапись с журчащей водой.
— В какое царство-государство мы теперь попали? В синее царство – «морское государство».
Это Мировой океан — все на свете моря, реки, озера, ручьи. Государство это раскинулось широко.
Теперь я предлагаю вам вспомнить, какая вода, каковы же ее свойства.
1. Вода — жидкая.
3. Вода без вкуса и без запаха.
-Ребята, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему?
И так мы знаем, что без воды жизнь человека была бы не возможна.
Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня. Затем он погибает.
-Скажите мне, а какую воду нужно употреблять людям. Животным и растениям? (чистую). Для очистки воды люди придумали специальные фильтры. Давайте на опыте посмотрим, как это происходит!
«Вы, наверно, немного устали и я предлагаю вам размяться»
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет! (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
А теперь нас ждет путешествие в Голубое царство – «Воздушное государство».
Это необычайный голубой океан, который не значится ни на одной карте мира, называется воздушным океаном.
-Что бы вы, ребята, могли о нём рассказать? А для рассказа о воздухе нам опять помогут опыты.
Дети подходят к третьему столику и проводят опыты с воздухом.
1. Воздух нам необходим.
2. Воздух может принимать любую форму.
3. Как мы ощущаем воздух.
-А что будет, если воздух исчезнет? Каким воздухом полезнее дышать чистым или загрязненным? А как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы воздух не загрязнялся? (ответы)
Без толстой воздушной оболочки, окружающей Землю, всё вокруг скуёт ужасный космический холод. Без неё космос примется бомбардировать нас бесчисленными космическими камнями — метеоритами. Без этой защиты, без этого голубого бронежилета космос обрушил бы на нас свои вредоносные лучи, от которых гибнет всё живое.
— Ну, вот и все, ребята, путешествие наше подошло к концу.
Вы отлично справились со всеми заданиями и ответили на все вопросы.
Конспект занятия по экологи для детей старшей группы. «Почва — живая земля» Почва — живая земля Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов..
Проект: «Апьпийская горка» Образовательные задачи проекта: -Формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязь; -Знакомство со свойствами.
Методическая разработка «Неживая природа и её объекты: вода, воздух, почва»
Елена Барабашина
Методическая разработка «Неживая природа и её объекты: вода, воздух, почва»
Методическая разработка Образовательная Область «Экологическое воспитание» (Познавательно-исследовательская деятельность)
Тема: «Неживая природа и её объекты : вода,воздух,почва.»
«…Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами…» К. Чуковский
Экологическое воспитание детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологических знаний, закладка основ экологической культуры экологического сознания, природопользования в настоящее время диктует нам обострение экологической проблемы в стране. Только по новому воспитанный человек способный жить в гармонии с природой, может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы образования.
ЦЕЛЬ: обобщить знания детей об объектах неживой природе и их значении в жизни живых существ
— расширить знания о неживой и живой природе,показать их взаимозависимость (растений со средой обитания);
— показать важность природных ресурсов (воды и воздуха, плодородность почвы) в жизни человека;
— обучать решению проблемных задач опытным путем;
— учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
-ознакомить с условиями роста растений;
развивать любознательность, память, умение делать выводы о важности объектов
неживой природы;
— развивать творческое воображение, умение фантазировать;
— развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
— способствовать развитию познавательных интересов;
— приобщать к действенному отношению к природе;
— продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
— воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость
-воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
-подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
-воспитание правильного поведения в природе;
— формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним;
— учить способам самостоятельного познания.
Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм, организации деятельности обучающихся
Выбирая исследовательскую проектную деятельность я старалась направить детский интерес к исследованиям в нужное русло. Для этого требуются включения в содержание ООД (организованная образовательная деятельность) дошкольников использования имеющихся знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем и учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы, с возрастанием ребёнка расширяю содержание, усложняю элементы познавательной деятельности и успешного овладения ими детьми.
Формирование первоначальных экологических знаний, умений, навыков детей на примере изучения природы родного края Модуль 1. Неживая природа Оренбуржья Тема 1.1. Воздух Оренбуржья Возникновение Оренбуржья. Особенность воздуха Оренбургского воздуха. Причины.
Презентация проекта «Осень, осень, в гости просим!» Каждый ребенок неповторим и уникален, а значит, если создать условия для его развития, у него обязательно откроются способности, заложенные.
- Свежие записи
- Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
- Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
- Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
- Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
- Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться