Тема почва по окружающему миру для 4 класса

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Почвы России. Опыты «Состав почвы»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Почвы России. Опыты «Состав почвы» (Начальная школа 21 века)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема : « Почвы России. Опыт «Состав почвы».

Учитель: Устинова Наталья Михайловна

Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Начальная школа 21 века»

  1. Формировать у учащихся понятие “почва”;
  2. Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
  3. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов — аккуратность.

Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, компьютер , мультимедийный проектор, таблицы , опорные слова , карточки с заданиями, конверты , учебник.

I. Организационный момент. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

Представьте, что вы работаете в настоящей учебной лаборатории, научн сотрудники

Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

— А чем занимаются сотрудники лаборатории? (. )

— И мы будем проводить исследование. А что именно мы будем исследовать, сами догадаетесь, послушав небольшой рассказ.

II Тема урока. Послушайте рассказ.

(Синонимы к слову КЛАДОВАЯ : кладовка , каморка, комната, хранилище, амбар. )

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

— Действительно, тема урока — «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва»)

III.Коллективное составление плана урока

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

— Знаете ли Вы, что такое почва?

— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (карточка «Что такое почва ?»)

— Что еще хотели бы узнать о почве?

— Какими свойствами она обладает? (карточка «Свойства почвы» )

— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

— Значит, с чем познакомимся?

— С видами почв. (карточка «Виды почв»)

— А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (» Почва человеку «)

На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока:

— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

1) Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.

Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?

ПОЧВА , -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Черноземная, глинистая почва.

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

Читайте также: Особенности почвы тундры в россии

— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…

. — Так что же содержится в почве, что обеспечивает жизнь животных и растений?

Практическая работа. Проведение опытов.

— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исслед. работу, результаты в таблицу.

— Через лупу рассмотрите почву.

— Запишите свои наблюдения в таблицу: какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

Работа с цифровым микроскопом. ДОСКА

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

— Для чего нужен воздух в почве?

(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2 (демонстрирует учитель)

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик , я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

— Как думаете, какую роль играет вода в составе почвы?

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым . В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

— Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Дети: Песок, поверх которого осела глина.

Дети: В почве есть песок и глина.

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль. (минеральные соли)

(Соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде).

Подведение итогов практической работы:

— Перечислите, из чего состоит почва. Заполните схему «Состав почвы»

(на доске) Таблички ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

+++ Минутка отдыха. Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, полиэтиленовые пакеты, перегной.

(Экологический момент): Стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее.

Бумага полностью разлагается 2 года, полиэтиленовый пакет -100-200 лет, стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

— Подумайте, а всегда ли в почве находится одинаковое количество песка, воды, перегноя, глины и других составляющих?

— Почему на одних почвах растут кусты, деревья с плодами, а на других несколько травинок?

— Как Вы думаете, каким важным свойством обладает почва?

— Это — плодородие . ( » Плодородие «) СЛАЙДЫ

— Вслушайтесь в это слово. Как Вы понимаете его смысл? (ответы детей)

Читайте также: Известняк в почве это

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?

Большая советская энциклопедия (Плодородие почвы — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай. )

— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (ответы детей)

— Давайте сверим наши ответы с учебником на с. 38 . Самостоятельное чтение.

— Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

— . (перегной=гумус; цвет почвы зависит от количества перегноя, и др.)

— что в почве обитают мелкие животные.

— Верно, почва является средой обитания для мелких животных. Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинок вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

— Почвы могут отличаться друг от друга по своему составу. В зависимости от этого различают несколько видов почв. СЛАЙДЫ

Какой тип почвы в нашем районе?

— Горно-лесные, тёмно-серые почвы, + горные чернозёмные

— Нужна ли почва людям? Для чего?

Вывод : Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь на ней развиваются растения – источник пищи людей и животных.

— Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

(современные технологии – ГИДРОПОНИКА)

. -Нуждается ли почва в защите ?

Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 39. Фронтальная работа

V. Этап закрепления новых знаний. Работа в группах.

В течение 5 минут ответить на вопросы:

  1. Почему земля – «кормилица»?
  2. Возможна ли жизнь без почвы?
  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
  4. Отчего зависит плодородие почвы?

5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

( Одна группа отвечает, другие дополняют)

Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам

Проверка по образцу. (Б, А, А, В, А, А)

Самостоятельное выставление отметок.

С. 37-39 прочитать, + Задания по выбору:
1. Подготовьте сообщение о любом обитателе почвы.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

— Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; 2 задание.

Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу.

— Вспомните, какие методы исследования мы использовали при изучении почвы? (опыты, наблюдение, работа со словарем, поиск информации в учебнике, рассказ учителя, одноклассников)

Выставка справочной литературы (рекомендации для чтения)

— Что нового каждый для себя узнал на уроке?

— На все ли пункты плана ответили?

— Остались ли у вас вопросы по данной теме? (ответы детей)

Если урок был плодотворный — покажите плод яблока.

Если вам на уроке было комфортно — покажите цветок яблони.

Если вам на уроке было неуютно — покажите листок яблони.

-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)

-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)

Читайте также: Растения у которых содержится азот в почве

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Воздух ____________ __________

___________ _______________ _______________

Тест по теме «Почва» Ф.И. _______________________________

1. Верхний плодородный слой земли — это…

2. Цвет почвы зависит от количества в ней…

А. перегноя Б. удобрений В. влаги

А. перегнившие листья, погибшие растения и животные

4. Основное свойство почвы — это…

А. наиболее плодородная почва

6. Для чего удобряют землю?

А. для получения стабильных урожаев

Б. для сохранения почвы от выдувания

В. для увеличения влажности

ПОЧВА , -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Чернозёмная, глинистая почва. (толковый словарь Ожегова)

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.

(Большая советская энциклопедия)

ГИДРОПО́НИКА — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают из питательного раствора, окружающего корни. (Википедия)

Вопросы для обсуждения в группах

  1. Почему про землю говорят – «кормилица»?
  2. Возможна ли жизнь без почвы?
  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
  4. Отчего зависит плодородие почвы?
  5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом склоне, распахивать необходимо поперек склона?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК » Планета знаний». Тема урока : «Почва её состав и свойства». На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об.

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные.

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права Человека» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;&middot.

Конспект урока окружающего мира «Проект. Города России» (2 класс) УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные.

Конспект урока окружающего мира Проект «Города России» (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат.

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra.

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что .

  • Свежие записи
    • Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
    • Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
    • Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
    • Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
    • Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Мой участок © 2023
    Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер