Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Почвы России. Опыты «Состав почвы»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Почвы России. Опыты «Состав почвы» (Начальная школа 21 века)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема : « Почвы России. Опыт «Состав почвы».
Учитель: Устинова Наталья Михайловна
Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний
Образовательная система: «Начальная школа 21 века»
- Формировать у учащихся понятие “почва”;
- Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
- Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов — аккуратность.
Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, компьютер , мультимедийный проектор, таблицы , опорные слова , карточки с заданиями, конверты , учебник.
I. Организационный момент. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.
Представьте, что вы работаете в настоящей учебной лаборатории, научн сотрудники
Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
— А чем занимаются сотрудники лаборатории? (. )
— И мы будем проводить исследование. А что именно мы будем исследовать, сами догадаетесь, послушав небольшой рассказ.
II Тема урока. Послушайте рассказ.
(Синонимы к слову КЛАДОВАЯ : кладовка , каморка, комната, хранилище, амбар. )
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.
— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
— Действительно, тема урока — «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва»)
III.Коллективное составление плана урока
— Научные сотрудники работают по плану.
— Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.
— Знаете ли Вы, что такое почва?
— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (карточка «Что такое почва ?»)
— Что еще хотели бы узнать о почве?
— Какими свойствами она обладает? (карточка «Свойства почвы» )
— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
— Значит, с чем познакомимся?
— С видами почв. (карточка «Виды почв»)
— А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (» Почва человеку «)
На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока:
— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)
— Приступим к работе, следуя составленному плану.
1) Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.
Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?
ПОЧВА , -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Черноземная, глинистая почва.
Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.
Читайте также: Особенности почвы тундры в россии
— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
. — Так что же содержится в почве, что обеспечивает жизнь животных и растений?
Практическая работа. Проведение опытов.
— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
— Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исслед. работу, результаты в таблицу.
— Через лупу рассмотрите почву.
— Запишите свои наблюдения в таблицу: какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
Работа с цифровым микроскопом. ДОСКА
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
— Для чего нужен воздух в почве?
(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)
Опыт № 2 (демонстрирует учитель)
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик , я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
— Как думаете, какую роль играет вода в составе почвы?
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым . В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
— Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)
Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Дети: Песок, поверх которого осела глина.
Дети: В почве есть песок и глина.
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль. (минеральные соли)
(Соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде).
Подведение итогов практической работы:
— Перечислите, из чего состоит почва. Заполните схему «Состав почвы»
(на доске) Таблички ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
+++ Минутка отдыха. Игра “Хлопки”.
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, полиэтиленовые пакеты, перегной.
(Экологический момент): Стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее.
Бумага полностью разлагается 2 года, полиэтиленовый пакет -100-200 лет, стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.
— Подумайте, а всегда ли в почве находится одинаковое количество песка, воды, перегноя, глины и других составляющих?
— Почему на одних почвах растут кусты, деревья с плодами, а на других несколько травинок?
— Как Вы думаете, каким важным свойством обладает почва?
— Это — плодородие . ( » Плодородие «) СЛАЙДЫ
— Вслушайтесь в это слово. Как Вы понимаете его смысл? (ответы детей)
Читайте также: Известняк в почве это
-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?
Большая советская энциклопедия (Плодородие почвы — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай. )
— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (ответы детей)
— Давайте сверим наши ответы с учебником на с. 38 . Самостоятельное чтение.
— Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.
— . (перегной=гумус; цвет почвы зависит от количества перегноя, и др.)
— что в почве обитают мелкие животные.
— Верно, почва является средой обитания для мелких животных. Что вы знаете об этих животных?
Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинок вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
— Почвы могут отличаться друг от друга по своему составу. В зависимости от этого различают несколько видов почв. СЛАЙДЫ
Какой тип почвы в нашем районе?
— Горно-лесные, тёмно-серые почвы, + горные чернозёмные
— Нужна ли почва людям? Для чего?
Вывод : Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь на ней развиваются растения – источник пищи людей и животных.
— Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?
(современные технологии – ГИДРОПОНИКА)
. -Нуждается ли почва в защите ?
Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 39. Фронтальная работа
V. Этап закрепления новых знаний. Работа в группах.
В течение 5 минут ответить на вопросы:
- Почему земля – «кормилица»?
- Возможна ли жизнь без почвы?
- Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
- Отчего зависит плодородие почвы?
5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?
( Одна группа отвечает, другие дополняют)
Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам
Проверка по образцу. (Б, А, А, В, А, А)
Самостоятельное выставление отметок.
С. 37-39 прочитать, + Задания по выбору:
1. Подготовьте сообщение о любом обитателе почвы.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.
— Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; 2 задание.
Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу.
— Вспомните, какие методы исследования мы использовали при изучении почвы? (опыты, наблюдение, работа со словарем, поиск информации в учебнике, рассказ учителя, одноклассников)
Выставка справочной литературы (рекомендации для чтения)
— Что нового каждый для себя узнал на уроке?
— На все ли пункты плана ответили?
— Остались ли у вас вопросы по данной теме? (ответы детей)
Если урок был плодотворный — покажите плод яблока.
Если вам на уроке было комфортно — покажите цветок яблони.
Если вам на уроке было неуютно — покажите листок яблони.
-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)
-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)
Читайте также: Растения у которых содержится азот в почве
-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.
-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Воздух ____________ __________
___________ _______________ _______________
Тест по теме «Почва» Ф.И. _______________________________
1. Верхний плодородный слой земли — это…
2. Цвет почвы зависит от количества в ней…
А. перегноя Б. удобрений В. влаги
А. перегнившие листья, погибшие растения и животные
4. Основное свойство почвы — это…
А. наиболее плодородная почва
6. Для чего удобряют землю?
А. для получения стабильных урожаев
Б. для сохранения почвы от выдувания
В. для увеличения влажности
ПОЧВА , -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Чернозёмная, глинистая почва. (толковый словарь Ожегова)
ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.
(Большая советская энциклопедия)
ГИДРОПО́НИКА — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают из питательного раствора, окружающего корни. (Википедия)
Вопросы для обсуждения в группах
- Почему про землю говорят – «кормилица»?
- Возможна ли жизнь без почвы?
- Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
- Отчего зависит плодородие почвы?
- Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом склоне, распахивать необходимо поперек склона?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»
Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК » Планета знаний». Тема урока : «Почва её состав и свойства». На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об.
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные.
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права Человека» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·.
Конспект урока окружающего мира «Проект. Города России» (2 класс) УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные.
Конспект урока окружающего мира Проект «Города России» (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат.
Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra.
Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что .
- Свежие записи
- Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
- Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
- Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
- Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
- Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Мой участок © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер