Тема рассказа неизвестный цветок платонов

Анализ «Неизвестный цветок» Платонов: история создания, жанр, суть, тема, чему учит

Советский писатель Андрей Платонович Платонов создал необычное философское произведение для детей и взрослых под названием «Неизвестный цветок». Дата написания – 1950 год.

История создания

Сказка написана перед смертью, в 1951 году Андрей Платонов покинул мир живых. Последние годы жизни литератор болел туберкулезом. Платонов заразился этой страшной болезнью от родного сына, который заболел туберкулезом, когда отбывал срок в лагерях. Именно поэтому в произведении сквозит идея безоговорочной борьбы за жизнь при любых обстоятельствах.

Жизнь талантливого писателя и поэта была переполнена трагическими событиями. Потому философскую сказку можно считать своеобразным нравственным завещанием для будущего поколения и его дочери Маши.

Направление

Определить литературное направление «Каменного цветка» непросто. В тексте встречаются элементы фантастики, свойственные сказкам. Благодаря этому читатель может погрузиться в так называемую параллельную реальность, где даже цветы способны мыслить и разговаривать. Меж тем Платонов делает акцент на злободневных вопросах и выделяет проблему нравственности, что свойственно реалистичным рассказам.

Андрей Платонович назвал произведение сказкой-былью, где реальность тесно переплетена с вымыслом.

Сюжет произведения незамысловат, но цикличен. Это история об обычном цветке, которому удалось вырасти на пустыре. Растение постепенно становится сильным и выносливым. Хрупкий одинокий цветочек побеждает неблагоприятные обстоятельства благодаря неутолимому рвению и целеустремленности. Цветок расцветает, но остается несчастным.

Девочка Даша, приехавшая в пионерский лагерь, замечает ароматный и красивый цветок. Она разговаривает с растением, зовет ребят, чтобы улучшить условия, в которых оно растет. Через год Даша возвращается и находит другой цветок, похожий на прежний, но еще более прекрасный. Рядом с ним растут разные растения, летают насекомые и птицы (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Неизвестный цветок» для читательского дневника).

Главные герои и характеристики

  1. Цветок – выносливый и сильный, настоящий борец. Старался радоваться каждой мелочи, учился справляться со сложностями в одиночку. Стремился к жизни, пытаясь не унывать.
  2. Даша – девочка, воспитанная нежной и заботливой мамой. Вспоминает некогда рассказанную ей сказку и бросается на помощь одинокому цветочку. Разумная и добрая, думает о будущем.

В сказке подняты следующие ключевые темы: рвение к жизни, борьба за лучшее будущее, цена счастья, бескорыстная помощь более слабым.

Проблематика

Затронуты такие проблемы: одиночества, внешней слабости и внутренней силы, взаимопомощи в обществе, веры в себя.

Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.

Основная мысль

Андрей Платонов попытался донести до читателя следующую мысль: важно не сдаваться во что бы то ни стало, когда жизнь складывается плохо. Нужно всегда помогать окружающим.

Чему учит

Назидательная сказка-быль учит нас многому. Платонов хочет, чтобы люди стали добрее и отзывчивее, особенно в отношении нуждающихся. Мотивирует быть отважнее и решительнее, уважать себя и любить жизнь.

Анализ сказки «Неизвестный цветок» (А.П. Платонов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.08.2020 · Обновлено 29.08.2020

Сказки Андрея Платонова знакомы многим с детства. Сочетание реальных жизненных ситуаций с элементами фантастического придают произведениям необычайную динамичность. Одной из самых добрых и поучительных сказок Платонова является «Неизвестный цветок». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.

История создания

Андрей Платонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В последние годы автор всё больше писал для детей, желая остаться в памяти подрастающего поколения, преподав им мудрые жизненные уроки. Платонов также хотел оставить воспоминания и для своей дочери Маши.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до кончины писателя. Неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении, ведь Платонов болел туберкулезом. Он заразился от своего сына, который вернулся после длительного тюремного заключения. Арест был политическим решением. Через сына чиновники давили на отца, который не мог стать орудием идеологического «воспитания» людей. Платонов писал то, что считал нужным, не подстраиваясь к политической повестке дня. Из-за этого его почти перестали печатать. Единственной безопасной и честной гаванью оставалась детская проза. Чтобы прокормить семью, автор усердно работал в этой сфере. Но скудный заработок не помог ему продлить свои дни, болезнь не отступила. Одним из последних произведений стал «Неизвестный цветок».

Жанр, направление

«Неизвестный цветок» – это сказка-быль, как определил жанр сам автор. Подобное определение как нельзя лучше описывает замысел данного произведения.

Элементы волшебного в сочетании с реалистическим фоном позволяют сделать вывод, что «Неизвестный цветок» является рассказом с элементами сказки (фантастики), иначе говоря – сказкой-былью. «Волшебные» моменты произведения настолько точно и умело вкраплены в текст, что создаётся впечатление полного погружения в реальность, где и цветы могут говорить.

Композиция

Сказка-быль «Неизвестный цветок» начинается с описания жизни самого цветка. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим. Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он наконец-то расцветает. И именно его цветение привлекает внимание девочки Даши, которая избавит его от одиночества.

Читайте также: Цветок труженик что такое

Композиция сказки-были завязана на цикличности, что становится понятно лишь в финале произведения. Приехав в пионерский лагерь на следующий год, Даша не застала тот самый цветок, но увидела плоды своих трудов: новые растения, цветы, парящих над когда-то пустынным пространством птиц и насекомых. И в самом конце девочка замечает цветок, похожий на предыдущий, но только прекраснее. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни.

Смысл названия

Смысл названия сказки-были «Неизвестный цветок» заключается в мысли о безызвестности цветка при его огромной значимости. Подобных ему миллионы, однако именно это растение упорно пробивалось к жизни, преодолевало трудности, чтобы просто существовать.

Цветок не знает ни своего имени, ни того, как он выглядит, но он борется и стремится к развитию. Произведение названо «именем» центрального героя произведения, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу.

Суть: о чём?

Произведение «Неизвестный цветок» рассказывает о цветке, выросшем на пустыре несмотря на все трудности и преграды. Одинокое растение не знало радости, пока его запах не привлёк девочку из пионерского лагеря. Даша заговорила с цветком и позвала ребят, чтобы сделать землю вокруг растения плодородной.

«Неизвестный цветок» – это история о том, как нужно преодолевать жизненные трудности. Это и произведение о том, как важно помогать тому, кто в этом нуждается.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнил анализ сказки «Неизвестный цветок» по плану таблицей с описанием главных героев.

Цветок Центральным героем сказки-были является сам цветок. Одинокий, изнеможённый, он находит в себе силы бороться, стремясь к лучшей жизни: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок обеспечивал себя всем необходимым и не унывал, хотя вокруг была лишь сухая глина и ни одного растения. Примечательно, что и в таком тяжёлом положении цветок находил что-то хорошее: он искренне радовался первым лучам солнца, попадавшим на него. Став настоящим цветком с «венчиком вверху», растение выглядело прекрасно, но не знало об этом. Именно его цветение и благоухание после стольких трудов привлекло Дашу, которая скрасила его дни.
Даша обычная девочка из пионерского лагеря. Скучая по маме, Даша написала ей письмо и понесла его на станцию. Именно тогда она услышала аромат цветка и вспомнила о сказке, которой когда-то с ней поделилась мама. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений.

Тематика в произведении «Неизвестный цветок» изложена в сокращенном варианте, ведь иначе анализ будет слишком большим. В книге можно выделить четыре главенствующие темы: тема борьбы за жизнь, добра, смысла жизни и целеустремленности.

  1. Тема борьбы за жизнь представлена в сказки-были в образе цветка. Маленький одинокий цветок преодолевает множество трудностей просто для того, чтобы жить.
  2. Смысл жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок не видел мира, он не видел себя, но он осознал, что он должен существовать, ведь родился для жизни. Это и есть смысл всего живого.
  3. Целеустремленность проявляется в поведении героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей-пионеров, цветение когда-то мёртвого пустыря и продолжение своего рода. Даша приводит друзей не просто для помощи, но чтобы все увидели героя. Ведь жизнь этого цветка вопреки всему – это огромный подвиг.
  4. Тема добра реализована в помощи пионеров цветку. Ребята работали четыре дня, чтобы дать шанс цветку на более лёгкую жизнь. Бескорыстность и доброта ребят и самой Даши показали цветку, что он не зря боролся за свою жизнь. Доброе дело, простой человеческий поступок сделал цветок счастливым и сделали пустырь настоящим лугом.

Проблемы

Проблематика сказки «Неизвестный цветок» нашла свое выражение в кратком списке:

  1. В сказке-были «Неизвестный цветок» затронута проблема воли к жизни. Цветок всеми силами стремится удержаться в этой жизни, хотя у него нет на это никаких причин. Одиночество, усталость, голод – всё это могло бы сломить простое растение. Однако цветок выбрал трудный, но благородный и достойный путь. Раз за разом преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь.
  2. Проблема силы и слабости тоже затрагивается в произведении. Автор намеренно подчёркивает хрупкость и слабость обычного цветка, а затем описывает его твёрдый характер, которым может похвастаться далеко не каждый человек. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Пионеры даже нарекут цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле.

Читайте также: Растение с семенами в форме цветка

Смысл

Основная идея произведения «Неизвестный цветок» заключается в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.

Важна и главная мысль сказки «Неизвестный цветок» о добрых поступках, которые должны совершаться бескорыстно. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира. Именно эти качества позволяют нам оставаться живыми и настоящими.

Чему учит?

Произведение «Неизвестный цветок» учит нас быть целеустремлёнными и терпеливыми, а также добрыми и отзывчивыми. Платонов на примере цветка показывает, как важно цепляться за жизнь и делать всё возможное, чтобы оставаться тем, кем ты являешься.

Мораль произведения заключается и в том, что отзывчивость и искренность могут стать причиной чьего-то счастья. Сказка «Неизвестный цветок» заставляет задуматься о том, что доброта и взаимопомощь – это основа человечности.

Художественные особенности

Платонов использует различные средства художественной выразительности для живописности текста: эпитеты («мёртвая глина», «добрая земля»), олицетворения («цветок сторожил ветер», «цветок радовался»), сравнения («как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём»).

Автор намеренно использует объёмные описания природы, чтобы помочь читателю погрузиться в атмосферу, в которой находился цветок. Обилие деталей, наличие средств художественной выразительности, понятный и детям, и взрослым язык позволяют сказке-были «Неизвестный цветок» оставаться популярной и спустя полвека после написания.

Анализ произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

Автор: Guru · Опубликовано 20.11.2020 · Обновлено 28.11.2020

Творчество Андрея Платонова имеет огромную ценность для русской литературы. Его поучительные сказки многим знакомы еще с детства. Благодаря гармоничному соединению событий реальной жизни с фантастическими явлениями и элементами, произведения писателя необычайно интересны и динамичны. Одной из таких сказок является «Неизвестный цветок».

История создания

Несмотря на недолгую продолжительность, жизнь Платонова была весьма яркой и плодотворной. Последние годы своей жизни писатель провел, создавая детские произведения, преподавая ими бесценные жизненные уроки подрастающему поколению.

В 1950 году, за год до своей кончины, Платонов пишет сказку-быль «Неизвестный цветок». В центр данного произведения писателем поставлена тема борьбы за жизнь. Возможно, этому решению послужили события из жизни автора — Платонов страдал тяжелым недугом, которым заразился от своего сына, долгое время проведшего в колонии. Этот арест был исключительно в политических целях. Такими действиями с сыном писателя, недовольное поднятыми в творчестве Платонова вопросами правительство, пыталось повлиять на отца. Платонов был «проблемным» писателем для властей, он никогда не поддавался политическим настроениям и писал только то, что считал нужным. По этой причине его труды практически не издавались. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, писатель подается в детскую литературу. Все последние годы писатель создавал бесценное наследие подрастающему поколению. К сожалению, скудный доход не позволил писателю получить должное лечение и продлить свою жизнь. Сказка «Неизвестный цветок» стала едва ли не последним творением Платонова.

Жанровые особенности

Жанр «Неизвестного цветка» определил сам писатель, назвав произведение сказкой-былью. Такое определение довольно точно описывает замысел произведения. Реалистичный сюжет, подкрепленный фантастическими элементами, подтверждает определение жанра, данное автором. «Волшебные» моменты произведения настолько точно вливаются в текст, что создаётся впечатление полного погружения в волшебную реальность, где даже цветы умеют говорить.

Композиция

Повествование сказки автор начинает с описания жизни самого цветка. Вначале растение очень слабое и хрупкое, но благодаря своему упорству и жизнелюбию, оно вырастает со временем в сильный и красивый цветок. Его целеустремлённость и любовь к жизни растёт вместе с ним. Будучи еще маленьким, цветок страдает от лишений и одиночества, но пройдя этот трудный путь, он наконец-то расцветает, чем привлекает внимание девочки Даши, которая затем и спасает его от одиночества.

Композиция сказки была задумана автором в виде определенного цикла, что воссоздает картину непрерывности и цикличности жизни. Девочка Даша, приехав в пионерский лагерь на следующий год, не находит спасенный ею от одиночества цветок, но видит плоды своих трудов: новые растения и цветы, заполнившие одинокий пустырь. И лишь на окраине этого пустыря взгляд девочки падает на цветок, очень похожий на предыдущий, но только еще более прекрасный.

Смысл названия

Платонов вкладывает в название своей сказки-были некий глубокий смысл. Это мысль об огромной значимости одинокого, никому не известного цветка. Таких цветов вокруг миллионы, но именно этот маленький хрупкий побег с завидным упорством стремится выжить, во что бы то ни стало. У цветка нет имени, он ничего не знает о своем происхождении и образе, но он борется и стремится к развитию. Именно эту мысль стремится подчеркнуть автор, называя свое произведение «именем» главного героя, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу.

Читайте также: Цветки ромашки применение в медицине

Основная суть

Суть произведения заключается в том, в жизни очень важно помогать другим, не оставаясь в стороне от чужой беды, как сделала это Даша. «Неизвестный цветок» — это история, которая учит нас никогда не сдаваться и преодолевать все трудности, возникающие на жизненном пути. Ярким примером этого служит неизвестный цветок.

Главные герои

Главным героем сказки-были является неизвестный цветок. Он изображен автором как отважный борец с трудностями. Он никогда не унывал, несмотря на одиночество и лишения, он «трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок, находясь в таком тяжелом положении, не теряет любви к жизни, радуясь даже самому малому: например, первым лучам солнца.

Вторым по значимости персонажем выступает обычная девочка Даша. Скучая в лагере по маме, девочка решает отправить ей письмо. По дороге на станцию, Даша слышит прекрасный аромат цветка. Найдя его одиноким, растущим в плохих условиях, девочка решает помочь ему. Такой поступок характеризует ее, как человека неравнодушного, отзывчивого к чужой беде.

Темы, поднятые автором

В произведении писатель затрагивает несколько главных тем: тему добра, борьбы за жизнь, тему обретения смысла жизни и стремления к цели. Тему борьбы за жизнь раскрывает в сказке неизвестный цветок. Его сложная судьба показывает пример потрясающего жизнелюбия.

Тема смысла жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок, появившись неизвестно откуда, ничего о себе не зная и не видя мира, осознает, что он должен жить. В этом заключен смысл всего живого.

Стремление к поставленной цели мы находим в поведении главного героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей. Он спасен от одиночества и имеет возможность теперь продолжить свой род. Даша зовет своих друзей не только для помощи, но затем, чтобы все увидели подвиг неизвестного цветка.

Тему добра автор раскрывает в поведении Даши и других пионеров, в их стремлении помочь ближнему. Цветок, видя бескорыстие и доброту детей, понимает, что не зря боролся за свою жизнь. Так, благодаря простому человеческому поступку, цветок обрел свое счастье.

Проблематика

В сказке-были «Неизвестный цветок» поднята проблема воли к жизни. Безо всяких на то причин, цветок старается выжить в таких тяжелых условиях. Одиночество, усталость, голод не смогли победить, сломить волю к жизни простого, никому неизвестного цветка. Он идет трудным путем: преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь. Также автор затрагивает проблему парадоксального сочетания внешнего облика и внутренней силы. Намеренно Платонов изображает цветок хрупким и слабым, чтобы более ярко раскрыть его внутренний стержень и характер. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Дети называют цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле.

Основная идея произведения заключена в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.

Главная мысль сказки «Неизвестный цветок» — о добрых поступках и бескорыстии. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира, позволяющие нам оставаться живыми и настоящими.

Мораль

Произведение «Неизвестный цветок» учит нас доброте, терпению и стремлению к достижению своих целей. Платонов на примере цветка показывает, как важно дорожить жизнью и оставаться собой независимо от обстоятельств.

Мораль сказки в том, что часто, чтобы осчастливить кого-то, нам потребуется совсем немного усилий: проявить отзывчивость и искренность. Сказка «Неизвестный цветок» призывает всех нас к человечности, доброте и взаимопомощи.

Художественные особенности

Создавая сказку «Неизвестный цветок», Платонов обильно использует различные средства художественной выразительности. Это помогает воссоздать живописность изображаемой картины. В тексте мы видим многочисленные эпитеты: «мёртвая глина», «добрая земля», олицетворения: «цветок сторожил ветер», «цветок радовался», сравнения: «как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём».

Благодаря такому многообразию использованных автором средств художественной выразительности, создается впечатление объёмного изображения природы. Этот прием позволяет читателям как можно глубже проникнуться в атмосферу, где жил цветок.

Сказка «Неизвестный цветок» написана простым и легким для восприятия языком, несмотря на обилие деталей и многообразие использованных автором различных средств для усиления образности произведения. Создавая свое творение, писатель позаботился о том, чтобы оно оставалось популярным еще долгое время.

  • Свежие записи
    • Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений
    • Что добавить в воду чтобы цветы дольше стояли
    • Какие цветы сочетаются друг с другом на клумбе
    • Жмых от кофе как удобрение для комнатных цветов
    • Белый липкий налет на комнатных цветах как избавиться