Одна из ранних картин великого Леонардо да Винчи (1460-1470 гг). Небольшая камерная картина, с незавершенным (по мнению исследователей) окном на задней части полотна. Мадонна держит цветок крестоцвета (символ распятия) и с улыбкой наблюдает за сыном, который только начинает осваиваться в этом мире. Девушка одета как горожанка того времени, в комнате полумрак и спокойствие.
Свое второе название «Мадонна Бенуа» получила в результате долгой истории ее путешествия в Эрмитаж от прежних владельцев – семьи придворного архитектора Л.И.Бенуа.
В семью Бенуа картина попала в качестве приданого М.А.Сапожниковой, ставшей женой Л.И. Бенуа. До этого она находилась в картинной галерее отца Марии А.А. Который в свою очередь унаследовал галерею от А.П. Сапожникова, купца и мецената. Как она попала в галерею, прояснилось только в наше время. Но в семье меценатов существовала связанная с картиной легенда. И рассказывала она о том, что купили полотно у труппы итальянских музыкантов, гастролировавших в Астрахани в XIX веке.
В конце прошлого века документально подтвердили: в галерею А.П. Сапожникова «Мадонна с цветком» поступила из коллекции генерала Корсакова, предположительно до 1824 года. По тем же документам выяснили и когда картину перевели с дерева на холст. Ведь первоначально она находилась на деревянной доске. В 1912 году семья Бенуа приняла решение оставить шедевр в России и продали картину Эрмитажу. Причем выплаты были растянуты во времени и последний состоялся уже после Октябрьской революции.
Для историков важно другое. Именно с «Мадонны Бенуа» тогда еще молодой (26 лет) и вырабатывающий свой стиль живописец Леонардо да Винчи стал использовать технику масляной живописи. Он уже шесть лет как оставил своего учителя Андреа Верроккьо и был самостоятельным свободным художником. В поисках выразительных средств Леонардо обратился к масляным краскам, до тех пор практически не использовавшихся живописцами Флоренции. Некоторые эксперты называют картину «неудачной». Что не мешает любоваться творением гения уже несколько столетий.
Картина «Мадонна с цветком (Бенуа)» Леонардо да Винчи
В число известных творений Леонардо да Винчи входит картина «Мадонна с цветком» или как ее называют по-другому «Мадонна Бенуа». К сожалению, не все из гениальных работ великого художника сохранились до современного времени. Всего их насчитывается не больше десятка, к тому же не все из них закончены. Некоторые были дописаны учениками Леонардо да Винчи.
История создания
«Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» является одной из первых работ Леонардо да Винчи. Автор подходил к исполнению картины долгое время: он подготавливал множество набросков, чтобы выполнить композицию. К работе над картиной Леонардо да Винчи приступил в 1478 году, в двадцатишестилетнем возрасте. Предположительность написания «Мадонны с цветком»: 1478-1480 годы (однако точная дата остаётся расплывчатой). Несмотря на то, что учеба в мастерской Верроккьо уже много лет как остались в прошлом, воздействие педагога и его картины «Мадонна с младенцем» четко чувствуется в иллюстрации Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком» была создана гением искусства в Италии и нашла в себе отражение жанре религиозной сцены, возрождения и итальянского ренессанса. В настоящее время «Мадонна Бенуа» нашла свое место в Эрмитаже. В момент создания картины Леонардо да Винчи был совсем молод и все еще искал собственный стиль.
Автор пробовал новые комбинации цветовой палитры, играл со светотенью и группировкой элементов.
Описание и особенности картины
Картина, написанная Андреа Верроккьо, оказала на Леонардо да Винчи большое воздействие. Автор явно был вдохновлён работой учителя, так как на своем полотне «Мадонна с цветком (Бенуа)» повторил позу героев: их фигуры повернуты к смотрящего на три четверти, также форма головы младенцев очень схожа. Нововведения Леонардо да Винчи прослеживается в том, что он изображает в произведении «Мадонна с цветком (Бенуа)» матерь в более приземленном, человеческом образе, а не божественном. Леонардо да
Читайте также: Как сделать цветок анютины глазки своими руками
Винчи показывает не Богородицу или Спасительницу мира, а мать и дитя. Мадонну с цветком он облачает в платье, соответствующее флорентийской моде и «причесывает» ее нужным образом для того времени. Леонардо да Винчи хотел показать именно человеческую суть, возвысить человека как божественное создание. Автор картины изображает в «Мадонне Бенуа» совсем юную девушку, которая радуется своей материнской доле, она счастливо улыбается и играет со своим маленьким чудом. Все это выглядит очень лично и естественно, показывая, что небожители также когда-то были людьми. Мадонна протягивает сыну цветок, а тот тянет ручонки, стараясь его поймать.
На первый взгляд картина, запечатленная Леонардо да Винчи, кажется милой и такой семейной, однако стоит посмотреть на «Мадонну Бенуа» пристальнее и становится понятно, что безобидный на первый взгляд цветок, на самом деле является символом ожидающих в будущем страданий и распятия — цветок крестоцвета.
Цветовая палитра
Одеяние Богоматери, показанной на полотне «Мадонна с цветком», окрашено в оттенок синего. Оно ложится по фигуре девушки. Леонардо да Винчи мастерски подчеркивает на полотне «Мадонна Бенуа» вид ткани и ее блеск. На груди расположена большая брошь, увенчанная камнем, а волосы золотого оттенка сложно уложены. Центр картины занимают небольшие по размеру белые четырехлистные цветы, на которые малыш смотрит не по-детски серьезно. Художник «Мадонны Бенуа» подчеркивает божественность с помощью яркого света, освещающего мать и сына. Этот свет направлен сверху. В картине автор использует тонкость перехода между светом и тенью. За счёт этого приема Леонардо да Винчи словно окутывает героев полотна «Мадонна с цветком» в дымку.
Кроме младенца и девушки на картине изображено стрельчатые окно, а иные отвлекающие элементы в «Мадонне Бенуа» отсутствуют. Оттенки голубого и зелёного, использованные в «Мадонне с цветком», вытесняют с картины красный цвет, в который раннее одевали героиню.
Сюжет картины
«Мадонна с цветком» демонстрирует молодую мать, с улыбкой играющую со своим чадом. Ее ещё не коснулись те переживания и страдания, которые предстоит испытать за судьбу ребенка. Младенец, изображенный Леонардо да Винчи в работе «Мадонна с цветком», в отличие от веселой матери, настроен не так позитивно, он серьезно и даже проницательно смотрит на протянутые ему белые цветы. Цветы представляют собой символ, несущий значение креста, на котором должно случиться распятие Христа и окончание его жизни на земле.
Контекст
Леонардо да Винчи, вероятно, старался донести через «Мадонну с цветком» до зрителей, что даже величайшие божества, когда-то были простыми людьми.
Где находится картина сейчас
«Мадонна с цветком» или «Бенуа» — великое произведение эпохи Ренессанса, в настоящее время хранится в государственном Эрмитаже.
Интересные факты
В шестнадцатом веке следы «Мадонны с цветком» были утеряны. Вернулось творение Леонардо да Винчи лишь в двадцатом веке (в декабре 1908 года), когда Мария Сапожникова-Бенуа отправила картину на выставку в городе Санкт-Петербург. Со временем вышло узнать, что до Бенуа, с конца восемнадцатого века, «Мадонна Бенуа» хранилась у генерала Алексея Корсакова — любителя искусства.
- Каждую работу Леонардо да Винчи планировал и претворял в жизнь долго, отчего заказчикам приходилось ожидать свои картины по нескольку лет;
- «Мадонна с цветком» или «Бенуа» получила известность заслуженной работы только в нашем столетии. Первые разговоры пошли в 1908 году;
- Приставку «Бенуа» к названию «Мадонна с цветком» получила из-за того, что какой-то период времени картина находилась во владении семьи Бенуа, пока Эрмитаж не выкупил ее у Марины Александровны Бенуа;
- Несмотря на то, что «Мадонна с цветком» принята многими, некоторые эксперты настроены к ней скептически и не считают, что эта картина достойна находиться под авторством Леонардо да Винчи;
- За картину Эрмитажу пришлось заплатить 150 000 рублей;
- Когда Леонардо да Винчи работал над «Мадонной с цветком», он уже входил в ряды гильдии живописцев Флоренции и работал самостоятельно шесть лет;
- Леонардо да Винчи был в числе первых в Италии, кто применил в работе масло.
Читайте также: Замиокулькас цветок описание характеристики
«Мадонна с цветком» была продана на невыгодных для семьи Бенуа условиях, так как они хотели, чтобы работа Леонардо да Винчи оставалась в России, поэтому Бенуа согласились на сделку. В последствии к закрепленному названию «Мадонна с цветком» прибавилась приставка «Бенуа».
Мадонна с цветком
Мадонна с цветком
«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — картина великого итальянского художника Леонардо да Винчи. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей. Сумма уплачивалась частями и последние платежи были совершенны уже после Октябрьской революции.
В течение столетий «Мадонна Бенуа» считалась потерянной.
М.А. Бенуа, в девичестве Сапожниковой, картина перешла по наследству. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В 1908 году Э. К. Липгарт писал [1] :
[Картина] входила в состав старинного собрания князей Куракиных, а теперь принадлежит М.А. Бенуа, супруге известного архитектора. |
Через несколько лет он поправил себя: [1]
Тесть г-на Бенуа купил её [картину] у итальянских балаганщиков при переезде через Астрахань |
. Эта версия широко тиражировалась и другими авторами. Часто без всяких ссылок на источники прибавляли, что работа когда-то находилась в собрании графов Коновницыных.
Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке. Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи. Из коллекции генерала Корсакова». Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Однако до сих пор нет точных сведений о более ранней судьбе картины. Считается, что именно об этой картине говорил М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году: [1]
Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своём роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешён. |
Читайте также: Замиокулькас запах от цветка
Описание
«Мадонна с цветком» — одна из первых работ молодого Леонардо. В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью [1] :
…бря 1478 года начал две Девы Марии |
Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой» из Мюнхена.
Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем», исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.
Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.
В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.
В XIX века «Мадонна с цветком» была успешно переведена с доски на холст, о чём существует упоминание в «Реестре картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленном в 1827 году»: [1]
Первоначально писана на дереве, но поверхность того переложена на холст академиком Коротковым в 1824 году. При перекладке на холст оказался на рисунке абрис, обведенный чернилами, и у младенца три руки, чему снят литографический рисунок, который находится при ней. |
Предполагают, что мастером, осуществившем перевод, был бывший сотрудник Императорского Эрмитажа и выпускник Академии Художеств Евграф Короткий. Нет ясности была ли на тот момент картина всё ещё в собрании генерала Корсакова или уже была куплена Сапожниковым.
«Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и живописцы из Нидерландов. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздикой» работы Рафаэля.
Примечания
- ↑ 12345 Все цитаты приведены по изданию О. Г. Махо Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком». — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007. — 20 с. — ISBN 5-93572-246-1
Литература
О. Г. Махо Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком». — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007. — 20 с. — ISBN 5-93572-246-1