ПАО «Славнефть-ЯНОС» является одним из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России. Завод введен в эксплуатацию в 1961 году и сегодня входит в число лидеров отрасли по производству высококачественных нефтепродуктов. Средний показатель объема переработки в ПАО «Славнефть-ЯНОС» составляет порядка 15 млн тонн углеводородного сырья в год.
Ассортимент продукции ЯНОСа включает автомобильные бензины и дизельное топливо стандарта Евро-5, авиационный керосин, топливо для реактивных двигателей, смазочные масла, битумы, парафино-восковую продукцию, ароматические углеводороды, сжиженные газы и топочный мазут. За значительные достижения в области повышения качества продукции и внедрение высокоэффективных методов менеджмента ПАО «Славнефть-ЯНОС» удостоено Премии Правительства РФ.
Действующая на ЯНОСе система менеджмента качества ISO 9001:2015 позволяет предприятию постоянно совершенствовать потребительские свойства выпускаемой продукции. На заводе ведется непрерывная работа по модернизации производства, повышению безопасности технологических процессов и снижению негативного воздействия на окружающую среду. За последние годы на ЯНОСе реконструировано и возведено более 20 крупных промышленных объектов, в том числе построен комплекс глубокой переработки нефти, включающий технологические установки гидрокрекинга, висбрекинга и каталитического риформинга.
В 2005 году ЯНОС первым среди российских нефтеперерабатывающих предприятий освоил производство автомобильного бензина «Премиум Евро-95» и дизельного топлива с содержанием серы 50 ррм (уровень Евро-4). В 2006 году завод приступил к выпуску экологически чистого дизтоплива с ультранизким содержанием серы (10 ррм), соответствующего спецификации ЕN 590. В 2011 году на ЯНОСе было завершено строительство установок изомеризации фракций С5-С6 «Изомалк-2» и гидроочистки бензина каталитического крекинга. Реализация этих проектов позволила предприятию в 2012 году перейти на выпуск всех моторных топлив (автомобильных бензинов и дизельного топлива) в соответствии со стандартом Евро-5.
В рамках программы развития в 2013 году на ЯНОСе была введена в эксплуатацию установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 1,6 млн тонн в год. В 2014 году завод осуществил реконструкцию установок бензинового пула (каталитического крекинга 1А-1М, производства метилтретбутилового эфира и сернокислотного алкилирования), освоил технологию депарафинизации дизельного топлива, позволившую улучшить низкотемпературные свойства зимних видов данной продукции.
В период с 2015 по 2017 год на предприятии были запущены автоматизированная установка точечного налива дизельного топлива и керосина в железнодорожные цистерны, установка тактового налива мазута в железнодорожный транспорт. Таким образом ЯНОС завершил переход на экологически безопасную систему отгрузки продукции. Завод также запустил установку по производству базовых масел III группы. Установка мощностью 100 тыс. тонн в год способна производить четыре вида высокотехнологичных базовых масел, два из которых ранее не выпускались в России.
В 2020 году ПАО «Славнефть-ЯНОС» ввело в эксплуатацию установку мокрого катализа МК-2, предназначенную для утилизации сероводорода и производства серной кислоты. Новый технологический объект отвечает самым высоким стандартам промышленной и экологической безопасности.
В настоящее время ПАО «Славнефть-ЯНОС» реализует программу развития на период до 2035 года, первым этапом которой является строительство нового комплекса глубокой переработки нефти. В качестве головного процесса выбрана технология замедленного коксования. Осуществление этого и других инвестиционных проектов позволит предприятию увеличить показатели глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов, повысить эффективность технологических процессов и оптимизировать производственные затраты.
ЯНОС является постоянным участником Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России». За последние годы престижными конкурсными наградами в различных номинациях были отмечены многие виды продукции предприятия. В 2020 году выпускаемое заводом топливо для реактивных двигателей марки ТС-1 стало лауреатом, а бензин неэтилированный марки АИ-95-К5 – дипломантом конкурса в номинации «Продукция производственно-технического назначения».
Коллектив ЯНОСа также был удостоен звания лауреата Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок Министерства энергетики РФ. Высокую оценку экспертов конкурса получила уникальная схема производства зимнего дизельного топлива, разработанная и усовершенствованная специалистами завода.
Ответственное отношение к окружающей среде и эффективное использование ресурсов – важные составляющие производственной стратегии ПАО «Славнефть-ЯНОС». Экологическая программа предприятия, реализованная в период с 2017 по 2020 год, заняла первое место на II Всероссийском конкурсе «Надежный партнер – Экология» в номинации «Лучший региональный проект в области экологического развития». По итогам 2020 года ЯНОС также стал победителем XVI Всероссийского конкурса «Лидер природоохранной деятельности в России». Предприятие удостоено диплома в номинации «Экологический менеджмент и управление отходами в промышленности».
О предприятии
Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод (ПАО «Славнефть-ЯНОС») был пущен в эксплуатацию в 1961 году. С 1995 года предприятие входит в состав вертикально-интегрированной нефтяной компании «Славнефть».
В настоящее время ПАО «Славнефть — ЯНОС» является одним из крупнейших предприятий России по производству продуктов нефтепереработки.
Средний показатель объема переработки нефти в ПАО «Славнефть-ЯНОС» составляет порядка 15 млн тонн нефти в год. Ассортимент продукции завода включает автомобильные бензины и дизельное топливо стандарта Евро-5, авиационный керосин и топливо для реактивных двигателей, широкий спектр масел, битумы, парафино-восковую продукцию, ароматические углеводороды, сжиженные газы и топочный мазут.
- 9 370 000 т 1995
- 10 550 000 т 2000
- 12 600 000 т 2005
- 14 300 000 т 2010
- 15 300 000 т 2015
- 14 600 000 т 2020
В 2005 году ЯНОС первым среди российских НПЗ освоил выпуск автомобильного бензина «Премиум Евро-95» и дизельного топлива с содержанием серы 50 ррм (уровень Евро-4).
В декабре 2006 года предприятие приступило к выпуску новой продукции — экологически чистого дизельного топлива в соответствии со спецификацией ЕN 590 с ультранизким содержанием серы 10 ррм (уровень Евро-5).
С 1 июля 2012 года ЯНОС полностью перешел на выпуск всех моторных топлив (автомобильных бензинов и дизельного топлива) стандарта Евро-5.
ПАО «Славнефть-ЯНОС» неоднократно становилось лауреатом международных, российских, областных и городских конкурсов на звание лучшего промышленного предприятия.
В 2009 году ПАО «Славнефть-ЯНОС» получило престижную награду — Премию Правительства РФ в области качества, что свидетельствует о признании достижений предприятия в совершенствовании применяемых технологий и работе по повышению качества выпускаемой продукции. По результатам работы в 2014 году завод в четвертый раз признан лауреатом премии Ярославской области «За лучшую работу в области обеспечения качества».
Многие виды заводских нефтепродуктов стали лауреатами и дипломантами конкурса «100 лучших товаров России».
Производство
Структура предприятия включает в себя основное и вспомогательное производства. Уникальный набор установок ПАО «Славнефть-ЯНОС» позволяет в настоящее время производить дизельное топливо и автомобильные бензины высшего качества, отвечающие требованиям Евро-5.
В состав основного производства ПАО «Славнефть-ЯНОС» входят две установки АВТ и установка ЭЛОУ-АТ . На АВТ-3,4 первыми в отрасли были внедрены блоки демеркаптанизации керосина, позволяющие отказаться от процесса гидроочистки реактивного топлива.
Установки вакуумной разгонки мазута ВТ-3 и ВТ-6 предназначены для получения вакуумного газойля, являющегося сырьем для каталитического крекинга и гидрокрекинга.
Битумная установка предназначена для производства дорожного, кровельного, нефтяного и покровного битумных вяжущих материалов. В 2002 году на битумной установке первой в отрасли была введена в эксплуатацию колонна получения дорожного битума по технологии «Битурокс».
В 2004 году на предприятии начала работу установка висбрекинга, позволяющая оптимизировать процесс приготовления котельных топлив.
На заводе имеются четыре установки каталитического риформирования: Л-35/11, ЛГ-35/11 и построенная в 2006 году установка КР-600 с непрерывной регенерацией катализатора, повышающие октановые числа прямогонных бензинов, и Л-35/6, позволяющая получать индивидуальные ароматические углеводороды.
Установка каталитического крекинга 1А-1М позволяет получать компоненты для высокооктановых товарных бензинов.
Дизельное топливо, соответствующее Евро-5, выпускается на установках гидроочистки Л-24/6, ЛЧ-24/7, новой установке гидроочистки дизельного топлива, введенной в эксплуатацию в 2013 году.
Установка 25/7 обеспечивает производство алкилата, высокооктанового компонента бензинов, практически без сернистых и ароматических соединений. На установке МТБЭ производят соответствующую присадку. Установка газофракционирования предназначена для разделения газовых смесей на индивидуальные компоненты и получения газового топлива для коммунального хозяйства.
Комплекс масел КМ-2 обеспечивает выпуск высококачественных турбинных, индустриальных, компрессорных, трансмиссионных и базовых масел.
Установка по производству базовых масел III группы, которая была введена в эксплуатацию в 2017 году в соответствии с государственной программой импортозамещения, позволила предприятию начать выпуск современной базы для производства российских синтетических смазочных материалов.
Установки получения элементарной серы и серной кислоты («Мокрый катализ» и «Кодиак») предназначены для переработки сернистых газов в соответствующие товарные продукты.
Комплекс гидрокрекинга предназначен для получения бензиновых, керосиновых, дизельных, очищенных от примесей фракций.
Установка изомеризации фракций С5-С6 («Изомалк-2») позволяет получать высокооктановые компоненты бензина, установка гидроочистки бензина каталитического крекинга — снизить содержание серы в бензине каткрекинга.
Вспомогательные цеха завода (ресурсообеспечения, контрольно-измерительных приборов и автоматики, связи, центральная заводская лаборатория и др.) призваны полностью обеспечить потребности основного производства.
История
19 июля 1952 19 июля 1952г. Совет Министров СССР издал постановление № 3335-1278, положившее начало строительству Ново-Ярославского НПЗ. 30 июля 1952 г. вышел приказ Министерства нефтяной промышленности, обеспечивающий мероприятия по проектированию и строительству в СССР новых нефтеперерабатывающих заводов.
Комиссия по выбору площадки для НПЗ в Ярославле признала наиболее целесообразным строительство предприятия на территории, заключенной между железной и автомобильной дорогами Ярославль-Москва. Проектирование было поручено Ростовскому филиалу Государственного проектного института «Гипронефтезавод». Профиль ярославского завода был определен как топливно-масляный. На заводе планировалось перерабатывать нефть Ромашкинского (Татария) и Туймазинского (Башкирия) месторождений. Доставка сырья должна была осуществляться по новому магистральному нефтепроводу Альметьевск – Горький – Ярославль.
июнь 1953 В июне 1953 г. была организована Дирекция Ново-Ярославского НПЗ. Первым директором НЯ НПЗ был назначен Борис Павлович Майоров (1906-1967).
1 октября 1955 1 октября 1955г. для строительства нефтеперерабатывающего завода в Ярославле был создан строительно-монтажный трест №5 (с 1964 г. – трест «Ярнефтехимстрой»).
1955 — 1958 С 1955 по 1958 гг. была создана индустриальная база для строительства НЯ НПЗ, построена ветка железной дороги со станцией Новоярославская, началось возведение новой ТЭЦ.
апрель 1958 XIII съезд ВЛКСМ, состоявшийся в апреле 1958 г., объявил строительство НЯ НПЗ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. По путевкам комсомола сюда прибыли более тысячи молодых инженеров, техников, рабочих.
лето 1958 К лету 1958 г. на окраине Ярославля вырос новый жилой район с развитой социальной инфраструктурой: 45 тыс. кв. м. жилья, медико-санитарная часть, рынок, баня, клуб и другие общественные заведения. К 1965 г. население микрорайона превысило 30 тыс. человек.
октябрь 1958 В октябре 1958 г. строители приступили к возведению технологических установок первой очереди завода, позволявших начать выпуск нефтепродуктов: АВТ-1, ЭЛОУ-1, ТК-1. Была поставлена задача пустить завод к открытию XXII съезда КПСС — 17 октября 1961 г.
К моменту пуска было построено и сдано более 200 зданий и объектов различного назначения, в том числе водозаборные и водоочистные сооружения, товарно-сырьевая база, лаборатория, административно-хозяйственный блок, железнодорожная станция.
Серьезное внимание было уделено подготовке кадров. 400 студентов технического училища №8, учившиеся по ускоренной программе, отправились на производственную практику на действовавшие нефтеперерабатывающие заводы, а затем распределены по пусконаладочным бригадам.
Другой учебной базой для подготовки кадров стал химико-механический техникум, вскоре начавший набирать специальные курсы под строительство новых установок на НЯ НПЗ.
В 1961 г. на завод впервые были приняты выпускники Ярославского технологического института, с Омского, Уфимского, Пермского, НПЗ им. Менделеева переведены опытные инженерно-технические работники: технологи и механики; а также операторы, возглавившие бригады. К 1 октября 1961 г. штат завода был полностью укомплектован кадрами и составлял 830 человек.
сентябрь 1961 В сентябре 1961 г. начался пуск ТЭЦ-3. 30 сентября на ТСБ НЯ НПЗ подошел первый железнодорожный состав с нефтью.
10 октября ТЭЦ-3 дала пар НЯ НПЗ. Одновременно ЭЛОУ-1 приняла нефть и вступила в действие. 12 октября АВТ-1 приняла нефть с ЭЛОУ-1.
октябрь 1961 В октябре 1961 г. на АВТ-1 была выработана первая партия бензина. 17 октября первый железнодорожный состав с нефтепродуктами был отправлен в Ленинград. 20 октября Государственная комиссия подписала акт приемки в эксплуатацию объектов первой технологической «нитки» НЯ НПЗ. 21 октября состоялся митинг строителей, монтажников, нефтепереработчиков. Образец первой продукции НЯ НПЗ был отправлен на XXII cъезд КПСС.
29 июня 1962 29 июня 1962 г. приняла первое сырье АВТ-2 мощностью 1,5 млн т, 24 июля – ТК-2 мощностью 450 тыс. т. Первая очередь завода заработала в полную силу. Объем переработки нефти с учетом ввода новых установок по итогам 1962 г. вырос до 1,7 млн т. К концу 1962 г. удалось добиться соответствия всей готовой продукции НЯ НПЗ (бензин А-66, дизельное топливо и мазут) действовавшим ГОСТам. В июне 1963 г. на НЯ НПЗ побывал с визитом Н.С. Хрущев — Первый секретарь ЦК КПСС (с 1953 по 1964 гг.), Председатель Совета Министров СССР (с 1958 по 1964 гг.).
7 декабря 1963 7 декабря 1963 г. на завод поступила первая нефть из магистрального трубопровода Горький – Ярославль, обеспечившего стабильные поставки сырья на предприятие.
В 1963 году было завершено строительство битумной установки мощностью 250 тыс. тонн в год, введены в эксплуатацию ЭЛОУ-2, АВТ-3. Мощность завода возросла до 6 млн тонн нефти в год.
август 1964 В августе 1964 г. была введена в строй первая установка каталитического риформинга НЯ НПЗ – Л-35/11-300, в 1966 г. – первая установка гидроочистки дизельного топлива Л-24/6, каталитический риформинг Л-35/6, в 1967 г. – каталитический крекинг 1А-1М и установка АВТ-4, в 1968 г. — установка сернокислотного алкилирования 25/7, каталитический риформинг – ЛГ-35/11-300. Объем переработки нефти на предприятии возрос с 6 до 9 млн т сырья в год.
В этот период развивалась и социальная сфера предприятия – были построены Дворец культуры «Нефтяник», детский оздоровительный лагерь «Березка».
1970 В 1970 г. были пущены вторая установка гидроочистки дизельного топлива – ЛЧ 24/7, установки депарафинизации дизельного топлива, компрессии углеводородных газов, изомеризации бензина ЛИ-150 и др.
Ввод в эксплуатацию этих объектов позволил обеспечить дальнейшее повышение качества моторного топлива. В 1970-е гг. практически все установки завода были реконструированы. Появился лозунг «Ремонтируя – реконструируй»:ни один плановый ремонт установки не обходился без ее реконструкции.
октябрь 1971 В октябре 1971 г. за высокие технико-экономические показатели НЯ НПЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972 г. на НЯ НПЗ проходили съемки популярного телевизионного фильма «Большая перемена». В фильме о приключениях учителя вечерней школы снимались звезды советского и российского кино, в массовых сценах были задействованы рабочие и инженеры НЯ НПЗ. Съемки фильма завершились большим творческим вечером, который устроили актеры и режиссер для работников завода.
1976 В 1976 г. было создано производственное объединение «Ярославнефтеоргсинтез». В него вошли НЯ НПЗ, Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева, Ярославский завод нефтяной тары (входил в состав объединения до 1985 г).
В этот период продолжилось развитие социальной сферы предприятия: в 1970 г. открылся Парк культуры и отдыха нефтяников, в 1974 г. – санаторий-профилакторий.
апрель 1984 В апреле 1984 г. с целью углубления переработки нефти, получения отечественных индустриальных масел в СССР было решено построить несколько Комплексов масел и парафинов. Проект Комплекса масел для ПО «Ярославнефтеоргсинтез» (КМ-2) создавался ведущими институтами страны: ГрозНИИ, Грозгипронефтехим, ВНИИ НП. Первая секция КМ-2 была пущена в 1983 г., первое товарное масло произведено. КМ-2 состоит из нескольких секций и производит масла (индустриальные, базовые, турбинные, компрессионные, трансмиссионные и моторные), парафиново-восковую продукцию (включая парафины, церезин, воск, мягчители).
1992 В 1992 г. вышел указ Президента РФ №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».
1993 В 1993 г. ПО «Ярославнефтеоргсинтез» было приватизировано и стало АООТ «Ярославнефтеоргсинтез». Коренные социально-экономические преобразования в стране отрицательно влияли на положение дел в промышленности: коллектив «Ярославнефтеоргсинтеза» столкнулся с проблемами, характерными для всей отрасли: уменьшился выпуск товарной продукции, износ основных фондов достиг 68%, замедлились темпы роста прибыли и эффективности производства.
1994 В 1994 г. начала работу новая установка вакуумной перегонки мазута ВТ-6, предназначенная для получения вакуумного газойля – сырья каталитического крекинга. В 1995 г. АО «Ярославнефтеоргсинтез» вошло в состав государственной российско-белорусской ВИНК «Славнефть».
26 апреля 1996 26 апреля 1996 г. по решению годового общего собрания акционеров предприятие получило название Открытое акционерное общество «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (ОАО «Славнефть-ЯНОС»).
В 1997 г. начался первый этап модернизации завода, заключавшийся в реконструкции каталитического крекинга 1А-1М.
В 2000 г. была построена установка по производству МТБЭ.
В 1995 г. для работников завода открылся собственный спорткомплекс — «Атлант», остающийся одним из самых современных сооружений г. Ярославля.
2004-2006 В 2004-2006 г. главная задача коллектива ОАО «Славнефть-ЯНОС» в новом тысячелетии — полная модернизации производства. На предприятии пущены такие современные технологические объекты, как гидрокрекинг с производством водорода, висбрекинг, каталитический риформинг с непрерывной регенерацией катализатора и предварительной гидроочисткой сырья. В последующие годы были построены новый комплекс сооружений и резервуаров сырой нефти, установка ЭЛОУ-АТ-4, «Изомалк-2» и гидроочистка бензина каталитического крекинга, современная установка гидроочистки дизельного топлива, производства базовых масел III группы, полностью реконструирована система отгрузки готовой продукции.
1 июля 2012 С 1 июля 2012 г. ОАО «Славнефть-ЯНОС» полностью перешло на выпуск товарных дизельных топлив и автомобильных бензинов в соответствии с европейским экологическим стандартом Евро-5 и 5-ым классом топлив Технического регламента Таможенного Союза по выпуску моторных топлив. ОАО «Славнефть-ЯНОС» стало одним их первых НПЗ России, обеспечившим полный переход на Евро-5.